Вокруг междугородного автобусного вокзала, расположенного на Обводном канале, 36, бегали несколько женщин с детьми и чемоданами — искали вход. Увы, не они первые — не они последние. Наблюдать подобную картину здесь можно уже больше года. После того как на вокзале начались работы по его реконструкции, пассажиры постоянно жалуются на многочисленные неудобства: к месту посадки на автобусы не подойти, ждать их приходится, стоя под открытым небом, и, главное, неизвестно, когда же все это наконец закончится. Похоже, что не скоро, потому что в настоящее время никаких строительно-ремонтных работ на вокзале не наблюдается.
Объяснение этому обыденное типичное — завершить ремонт не хватает средств.
— Полтора года назад, когда определялась стоимость ремонтных работ, цены на них были более низкими, — объяснила Лариса Борисовна Нелеп, начальник автовокзала. — Теперь, естественно, все стоит значительно дороже. Кроме того, в процессе реконструкции возникло много непредвиденных заранее работ. Выяснилось, например, что необходима прокладка еще одной въездной трассы, а это тоже стоит немалых денег. К тому же строителей, которые сейчас занимаются реконструкцией, расценки позапрошлого года устроить не могут. Нужно провести индексацию тех расходов, которые были запланированы в начале ремонта, иначе мы просто не сможем его закончить.
То, что стоимость строительных работ растет и необходима индексация, городской администрации известно — ремонт финансируется из бюджета. На автовокзал приезжала и специальная депутатская комиссия, которая должна была провести экспертизу ремонтных работ и определить, сколько еще денег необходимо для их завершения. Сейчас здесь ждут результаты выводов этой комиссии, но когда они будут, никто пока еще сказать не может.
Самое обидное, как говорит Л. Б. Нелеп, то, что работу пришлось приостановить именно летом, когда погода способствовала ремонтным работам. В июне и июле строители еще приезжали сюда, но уже тогда дело шло очень медленно. Хотя зимой и весной, когда денег было достаточно, ремонтная бригада работала даже в три смены. Тогда был завершен первый этап реконструкции — строители привели в порядок площадку, где останавливаются автобусы.
К нынешней зиме планировалось закончить закрытый зал ожидания для пассажиров. Если сейчас, пока на улице еще тепло, люди могут без особых проблем подождать автобус на свежем воздухе, то уже через пару месяцев это будет им не удобно. Прошлой зимой пассажиры автовокзала уже настоялись на холоде, и теперь руководству остается только надеяться, что подобное не повторится.
Кроме неудобств, связанных с перестройкой вокзала, пассажиры часто жалуются на длинные очереди в кассы за билетами. Но, по словам начальника, исправить это пока не представляется возможным. Дело в том, что на вокзале действует старая система оформления продаваемых билетов. Каждая продажа должна фиксироваться в посадочной ведомости конкретного рейса (потом диспетчер сверяет ее с фактическим наличием пассажиров в салоне автобуса), а она на все кассы одна. Поэтому больше двух-трех работающих касс на вокзале быть не может, и так кассирам приходится все время бегать за ведомостью из одной кассы в другую. Вот появятся у кассиров компьютеры, тогда можно будет открывать дополнительные кассы на то время, когда пассажиров на вокзале особенно много. Но об этом пока можно только мечтать.
Зато на вокзале не так давно было введено другое усовершенствование: теперь здесь пассажир, если захочет, может приобрести страховку. Резон взять ее явный: автобусы в автопарке N 1, который обслуживает в основном многие рейсы, уже довольно старые, и трассы, по которым они ездят, зачастую нуждаются в ремонте, и машин на них с каждым годом становится все больше, так что аварии могут случиться даже у самых опытных шоферов. Но все-таки покупать или не покупать страховку — это личное дело каждого пассажира, и кассиры могут только посоветовать ее приобрести.
— Я думаю, что вся беда в том, что наш автовокзал не считается важным для города, — пожаловалась Лариса Нелеп. — Кто у нас ездит на автобусах? Простые, неслишком богатые люди, не избалованные сервисом, не имеющие личных машин. Вот и получается, что наши клиенты — это люди как бы второго сорта. Поэтому на перестройку железнодорожных вокзалов у города деньги есть, а для нас их никак не удается найти. И это при том, что от нас люди ездят практически по всем направлениям — в Псковскую область и в Вологодскую, в Прибалтику, Белоруссию, Финляндию...
Но дело, наверно, не только в этом. Вокзал обслуживает в равной степени как жителей города, так и области. И думается, что областному правительству можно было бы каким-то образом тоже принять участие в реконструкции автовокзала. Пока же это объект второстепенного значения, еще не утративший признаков захолустной автостанции. Так и хочется посоветовать его работникам приобрести страховку от перманентного ремонта. Но кто же ее даст?