Сенсационное решение принял в понедельник вечером арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Он постановил взыскать по иску Минфина РФ с санкт-петербургского судостроительного завода "Северная верфь" в пользу федерального бюджета $603 млн – стоимость выполненного верфью в 1998-2000 годах экспортного контракта на достройку двух эсминцев для ВМС Китая.
Такое решение может привести не только к закрытию предприятия, но и к ревизии всех экспортных контрактов, выполненных приватизированными оборонными предприятиями, если они касались образцов военной техники, строительство которых было начато до приватизации компаний.
Контракт на поставку двух эсминцев проекта 956Э (класс "Современный") стоимостью 885 миллионов долларов между госкомпанией "Росвооружение" и Бюро технического сотрудничества военных вооружений генштаба народно-освободительной армии КНР был заключен в ноябре 1997 года. В марте 1998 года "Росвооружение" заключило с ОАО "Судостроительный завод 'Северная верфь'" (сейчас его контрольный пакет принадлежит холдингу "Новые программы и концепции" – НПК) договор комиссии на достройку двух заложенных в конце 80-х годов корпусов эсминцев. Стоимость этого заказа составила $610 млн. Договор предусматривал, что после выполнения заказа "Северная верфь" возместит федеральному бюджету расходы, понесенные Минобороны на строительство эсминцев до подписания контракта с КНР. В 2000 году "Северная верфь" и Минобороны согласовали размер компенсации – 182,62 млн руб., но эти средства до сих пор в федеральный бюджет не перечислены. Гендиректор НПК Борис Кузык неоднократно заявлял, что предприятие было готово расплатиться с бюджетом еще в январе 2002 года (после истечения срока гарантийной эксплуатации второго корабля), однако правительство так и не определило, как и кому – Минфину или Минобороны,– следует перечислять эти средства.
Прокуратура Санкт-Петербурга подала от имени Минфина иск в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 4 апреля 2002 года. В исковом заявлении заместитель прокурора города господин Коновалов попросил взыскать с "Северной верфи" в доход федерального бюджета 182,62 млн руб. – ровно столько, сколько просило Минобороны. Однако 6 июня он подал в арбитражный суд заявление об увеличении размера исковых требований до $603 млн – сколько, по данным прокуратуры, предприятие фактически получило за достройку кораблей по договору с "Росвооружением". Свою позицию господин Коновалов мотивировал тем, что, по его мнению, корпуса эсминцев в ходе приватизации были переданы в собственность ОАО "Северная верфь" незаконно. Кроме того, в своем заявлении заместитель прокурора отметил, что достройка эсминцев была включена в экспортную часть государственного оборонного заказа в 1998-м, 1999-м и 2000 гг. Суд с доводами истца согласился и принял решение о взыскании с "Северной верфи" 19,2 млрд руб.
Руководство НПК было обескуражено таким решением. Гендиректор холдинга Борис Кузык вчера лишь заявил: "Чтобы довести ситуацию до абсурда, нужно было принять такое решение". Действительно, решение арбитражного суда ставит под вопрос не только существование "Северной верфи" (которая в случае взыскания с предприятия 19,2 млрд руб. будет обречена на банкротство), но и всю существующую систему выполнения приватизированными оборонными предприятиями экспортных заказов, если они касаются образцов военной техники, строительство которых начато до приватизации предприятий. Причем далеко не все эти образцы уже реализованы. Например, на нижегородском судостроительном заводе "Красное Сормово" (входит в "Объединенные машиностроительные заводы") сейчас ждет достройки и отправки в Китай заложенная в 1985 году подлодка проекта 877 (класс "Варшавянка"). Если следовать логике прокуратуры Санкт-Петербурга, нижегородцы сначала должны заключить договор комиссии с "Рособоронэкспортом" (правопреемником "Росвооружения"), достроить лодку в соответствии с требованиями заказчика, а затем вернуть в госбюджет все полученные за этот заказ деньги.
Примечательно, что свое недоумение в связи с решением арбитражного суда высказали и представители группы ИСТ, владеющей контрольным пакетом санкт-петербургского Балтийского завода (этот завод наряду с "Северной верфью" в начале года претендовал на исполнение нового китайского заказа на два эсминца 956-го проекта; борьба двух предприятий вылилась в громкий скандал, но в конце концов контракт все же достался "Северной верфи"). Вице-президент группы Николай Добринов в беседе с корреспондентом Ъ оговорился, что к разбирательству в суде группа отношения не имела, но тем не менее заметил, что не совсем понятно, почему решено взыскать с "Северной верфи" всю стоимость китайского контракта.
Несмотря на то что представители НПК вчера отказались что-либо говорить о своих дальнейших действиях в отношении судебного решения, очевидно, что просто так они не сдадутся и будут опротестовывать его в вышестоящих инстанциях.
КоммерсантЪ