В четверг в Санкт-Петербурге пройдут торжественные мероприятия, посвященные 59-летней годовщине прибытия в блокадный Ленинград первого поезда с Большой земли.
Как рассказали РИА "Новости" в пресс-службе Октябрьской железной дороги, в этот день ветераны-железнодорожники, а также строители железной дороги Шлиссельбург- Поляны, проходившей вдоль южного берега Ладожского озера, отправятся в город Петрокрепость /Шлиссельбург/, где состоится торжественный митинг.
Поезд с ветеранами прибудет именно на то место, с которого сразу же после прорыва
блокады Ленинграда 18 января 1943 года и началось строительство этой дороги. Всего за 19 дней усилиями военных железнодорожников и спецформирований НКПС от станции Шлиссельбург был построен свайно-ледовый мост и в его продолжение - 33-километровый участок пути до станции Поляны.
На трассе работала 48-я паровозная колонна. С первых же часов эксплуатации линии Поляна - Шлиссельбург гитлеровцы сделали ее своей "мишенью номер один". Только за один 1943 год снаряды и бомбы вызвали 1200 разрушений железнодорожного пути. Гитлеровский журнал "Адлер" писал: "разрушения, нанесенные прифронтовой дороге русских у Шлиссельбурга, были так велики, что ландшафт здесь больше походил на лунный, чем на земной".
Особенно опасный участок дороги на перегоне Междуречье - Левобережная железнодорожники называли "коридором смерти", каждый рейс был здесь равен подвигу.
Бесстрашие локомотивных бригад все время сочеталось с хитростью, умением быстро приспосабливаться к тяжелым условиям работы на трассе и находить из любого положения единственно возможный выход, позволяющий брать вверх над врагом. На линии никогда не было тишины: снаряды и бомбы рвались то в одном, то в другом месте. Это были воистину огненные километры, по которым следовали поезда, груженные боеприпасами, горючим и продовольствием. Все, кто работал на этих огненных километрах, перенесли неимоверные трудности. Наградой им была непрерывно действующая стальная магистраль, обеспечивающая надежную связь осажденного Ленинграда со всей страной.
В ночь с 6 на 7 февраля по этой линии от станции Волховстрой в Ленинград отправился первый поезд с продовольствием и медикаментами. Состав вели машинист Павел Федоров и помощник Николай Серяков. На Финляндском вокзале состав встречали председатели Ленгорисполкома, жители города и военный оркестр.
С 7 февраля из Волховстроя по линии Поляны-Шлиссельбург под непрерывным обстрелом врага в Ленинград шли поезда. Дорогу, связавшую осажденный город с Большой землей, ленинградцы назвали Дорогой Победы, хотя до окончательного снятия блокады оставался еще целый год.
Фонтанка.ру