Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ СВЯТОК

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ СВЯТОК

316

Продолжим тему святок, которые неминуемо надвигаются на нас уже в самые ближайшие дни. Кормчая книга и Стоглав говорят, что праздники "святки" приняты от Еллинов (греков). По мнению богословов, говоря об Еллинах, святые отцы имели в виду языческие народы, в противоположность православным грекам и иудеям. Исторически же известно, что этот обычай существовал и в Римской империи, и в Египте, и у греков, и у других народов. Так, например, египетские жрецы, празднуя воскресение Осириса или новый год, надевали на себя личины и костюмы и ходили в них по улицам. Такие маскарады совершались в новолетие и считались обрядом священным. Тому же подобные действа происходили у персов, индийцев, монгол в дни рождения их богов.

У скандинавов святки были известны под именем Иольского (или Юльского) праздника, считавшегося важнейшим из всех. Он справлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословения жатвы и скорого возврата солнца. Начало праздника наступало в полночь 4 января и продолжалось 3 недели. Первые дни проводились торжественно, зато последние - в пиршествах и гуляньях. Само название Iuul происходит от Hjul ("колесо", то есть поворот года). В эти дни особенно активно употреблялась свинина и пироги, специально испеченные в форме свиней.

У древних англосаксов самая долгая ночь в году предшествовала дню рождения Фрейера или Солнца, и называлась Материнской ночью. По мнению северных народов, в это время являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанный в длинный черный плащ. В таком виде он будто бы ходил по домам и принимал подарки (что вполне напоминает походы за подарками ряженых в дальнейшем). В честь Фрейера, в присутствии короля убивали вепря как священное животное. Над вепрем, положив руки, клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью - питию, явствам, пляскам и играм. Длились эти радости жизни по нескольку дней.

Зная всю эту мрачную языческую предысторию, Константин Великий, Тертулиан, святой Иоанн Златоуст и другие восставали против святочных волхований и безумных игр (Календ). В книге Кормчей упомянутые ряженья православным воспрещаются однозначно. Запрещались они и ранее - Моисеем, истребителем язычества и его обрядов. Но все тщетно: обычаи гадать и наряжаться все же остались, хотя и в измененном виде.

В России же, напротив, насаждение "святочных игрищ" шло прямо сверху: Император Петр наряжал своих приближенных Римским папой, кардиналами, дьяконами и т.п., и в сопровождении хора певчих ходил на святках по домам "славить".

По мнению историков, святочные потехи не являются исконно русским обычаем: вначале они широко распространились на Западе, и уж потом привились у нас. Вообще же на Западе уже накануне праздника было сытно и весело, тогда как у нас Рождеству предшествует Сочельник - время строжайшего поста. Но вот затем, откушав скоромного "после первой звезды", наш народ не уступает по широте размаха языческим племенам.

Как у нас бытует немало мистических, таинственных преданий в духе гоголевской "Ночи перед Рождеством", так и в других странах подобные суеверные рассказы имеют широкое хождение. В Англии, например, существует поверье, что если войти в хлев ровно в полночь, то увидишь весь скот стоящим на коленях. Многие убеждены, что в сочельник пчелы поют в ульях, приветствуя день торжества. Это поверье распространено по всей католической и протестантской Европе.

Существует и немало суеверных традиций. Так, в первый январский понедельник шотландцы ни за что не дадут угольев соседям, опасаясь колдовства (это восходит к римским верованиям). В Англии в Святки кто-нибудь один из семьи просыпается раньше других, готовит завтрак, а остальные обязаны съесть его в постели, не вставая. Завтрак ритуальный - непременно пирожки с яйцами. Пекутся они по счету, по одному на каждого члена семьи. Чей пирог развалится во время печения - тому, считалось, не дожить до следующего празднества. 29 декабря (ст. стиль), в память избиения младенцев Иродом, в иных местностях детей будили плетью, чтобы укрепить в их памяти это кровопролитное событие...

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях