Вчера после ремонта, продолжавшегося полтора года, открыла свои двери квартира-музей Николая Алексеевича Некрасова. Открытие было приурочено к 180-летию со дня рождения классика русской поэзии.
На Новодевичьем кладбище была отслужена панихида, гости мемориальной квартиры на Литейном смогли наряду с основной экспозицией увидеть две новые
выставки: "Некрасовские места России" и "Дети - Некрасову" - как всегда, трогательные и непосредственные рисунки юных художников к произведениям поэта.
А вот один из комментаторов центрального телевидения вольно или невольно отметил знаменательную дату по-своему. По какому-то злободневному поводу обронил походя что-то вроде: "Как сказал забытый ныне Некрасов..." Вот так: забытый - и точка!
Постойте: а может быть, и впрямь так оно и есть? Может быть, пятнадцатитомное собрание сочинений, подготовленное за двадцать лет Пушкинским Домом и символично завершенное на рубеже столетий, представляет сегодня лишь академический интерес? Может быть, и выходящий там же очередной "Некрасовский сборник", и предстоящая в начале нового года конференция - тоже из области отвлеченной, оторванной от жизни науки?
Что и говорить, забывать мы умеем. И действительно, не часто звучит имя Некрасова в сегодняшних литературных баталиях. Но вдруг по какому-то - тоже злободневному и вовсе не литературному - поводу срывается у кого-то с языка:
Люди холопского звания
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа!
И мороз по коже: кто еще мог сказать так точно, жестко, нелицеприятно - и, главное, с таким внутренним правом? В устах иного поэта подобные строки могли бы отдавать неким высокомерием по отношению к народу (отчасти модным сегодня, кстати говоря). Но не под пером Некрасова, который не только сострадал народу, но и глубоко уважал его. И недаром посвящал одну из лучших своих поэм "другу-приятелю Гавриле Яковлевичу, крестьянину деревни Шоды Костромской губернии":
Как с тобою я похаживал
По болотинам вдвоем,
Ты меня почасту спрашивал:
Что строчишь карандашом?
Почитай-ка! Не прославиться,
Угодить тебе хочу.
Буду рад, коли понравится,
Не понравится - смолчу.
Здесь, к слову говоря, не видно и лицемерного заискивания перед "человеком труда", столь привычного нашему слуху в недавние годы. Не ошибусь, если скажу: именно сегодня, когда в литературе наблюдается дефицит сострадания, доброты, уважения к человеку, Некрасов - самый актуальный поэт.
Некрасовские традиции живут и в самой ткани современного стиха. Даже у тех, кто сам не подозревает и не думает об этом. Ведь, как правило, "из Некрасова" выводят одну линию в русской поэзии ХХ века: Исаковский, Твардовский. Прекрасная, достойная линия. Но ведь это не все. Современный Некрасову критик, воспитанный на благозвучии и сладкозвучии, раздраженно писал о нем: "Пишет стихи, словно палки ломает". А Некрасов искал - и находил! - новую, неслыханную дотоле гармонию. Ту, без которой не было бы, может быть, ни Хлебникова, ни Маяковского.
А когда ему было нужно, он умел быть и музыкальным, и сладкозвучным:
Но напрасно ты кутала в соболь
Соловьиное горло твое...
Помню, как поэт Александр Межиров восторженно уверял меня, что из этих строк вырос, возможно, весь "Соловьиный сад" Блока.
И еще хочется вспомнить стихотворение одного из острейших современных поэтов - Наума Коржавина. Посвященное русским женщинам, оно так и называется - "Вариации из Некрасова":
...Столетье промчалось. И снова,
Как в тот незапамятный год, -
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд...
Но кони все скачут и скачут,
А избы горят и горят.
Так кто же "забывает" Некрасова? Ленивый и нелюбопытный, как сказал бы Пушкин.
А у Некрасовского музея в нашем городе, в эти дни и собственный маленький праздник: 55 лет со дня основания. И нельзя не присоединиться ко всем прозвучавшим поздравлениям.