Идет обмен паспортов. Многие граждане хотели бы узнать ответы на свои вопросы о том, как, когда и зачем им надо менять паспорт. Пресс-служба УВД прислала "Фонтанке" информацию о новых паспортах граждан России.
8 июля 1997 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».
Необходимость разработки и принятия нормативных актов, касающихся документирования населения паспортами нового образца, возникла давно.
Со времени принятия последнего Положения о паспортной системе прошло более 20 лет, за это время в стране произошли большие перемены.
Фактически с началом реформы в нашем обществе назрела задача разработать паспортную систему, которая отвечала бы реалиям сегодняшнего дня. Отмена института прописки и связанных с ним ограничений на свободу передвижения, усиление миграции населения, разделение граждан по признаку гражданства вызвало настоятельную необходимость в национальном российском паспорте. Многие независимые государства, возникшие после распада СССР, ввели свои национальные паспорта. Для реализации суверенных прав граждан России необходимо было создать российский паспорт, поскольку на обложке основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, значится название несуществующего уже государства - СССР. Также новую паспортную систему необходимо было привести в соответствие с требованиями новых норм гражданского, уголовного, семейного законодательства.
В чем же отличие нового паспорта гражданина РФ от старого?
Теперь паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста.
В настоящее время паспорта будут получать и те категории граждан, которые ранее их не имели, например, военнослужащие (тогда как ранее паспорта выдавались только уволенным в запас).
Ранее паспорта образца 1974 года были бессрочны, то есть при достижении гражданином определенного возраста (25 и 45 лет) органами внутренних дел в его паспорт вклеивалась соответствующая фотография, и таким образом действие паспорта продлевалось.
Паспорта гражданина Российской Федерации имеют определенный срок действия:
- от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста;
- от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста;
- от 45 лет - бессрочно.
По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20 и 45 летнего возраста паспорт подлежит замене.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании установленного срока службы по призыву.
Выдача и замена паспортов гражданина Российской Федерации производятся органами внутренних дел по месту жительства гражданина, а при отсутствии места жительства - по месту пребывания гражданина. С июля 1999 года стало возможным получение паспорта лицам по месту фактического проживания, то есть при отсутствии регистрации как по месту жительства, так и по месту пребывания (при обязательном документальном подтверждении принадлежности заявителя к гражданству Российской Федерации).
Получение или замена паспорта гражданина Российской Федерации производится при наличии следующих оснований: достижение 14-, 20-, 45 - летнего возраста; изменение фамилии, имени, отчества; сведений о дате и/или месте рождения, изменение пола, непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или иных причин; обнаружение неточности или ошибочности записей в паспорте.
Вопросы получения паспорта граждане решают через жилищно-эксплуатационные организации, куда представляют соответствующие документы, личные фотографии и квитанцию об оплате стоимости бланка паспорта (в настоящее время она составляет 50 рублей). Документы, необходимые для получения паспорта, зависят от категории граждан. Так, если это ребенок 14 лет, то ему необходимо свидетельство о рождении.
Для замены паспорта гражданин представляет:
• заявление по специально разработанной форме;
• паспорт, подлежащий замене;
• две личные фотографии размером 35х45мм;
• документы, свидетельствующие о принадлежности заявителя к гражданству Российской Федерации;
• документы, подтверждающие основание для замены паспорта (то есть свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о перемене имени и т.д.).
Документы и фотографии должны быть представлены гражданином не позднее 30 дней после наступления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости замены или получения паспорта.
Паспорт выдается гражданину в 10-дневный срок со дня принятия документов органами внутренних дел.
Гражданин обязан бережно хранить паспорт, не отдавать его в залог, не передавать посторонним лицам, ибо он может быть использован преступниками в их корыстных целях.
Если паспорт все-таки утрачен - необходимо незамедлительно обратиться в паспортный стол органа внутренних дел по месту жительства с заявлением о выдаче нового паспорта, где подробно изложить обстоятельства утраты документа.
В случае похищения паспорта, гражданину следует обратиться с заявлением об этом в дежурную часть по месту совершения преступления, либо по месту жительства, а также подать заявление о выдаче паспорта взамен украденного в паспортный стол ОВД по месту жительства. Заявление о выдаче нового паспорта рассматривается, как правило, в течение 1 месяца, а в случае необходимости проведения дополнительной проверки этот срок может быть продлен. На срок проведения проверки по установлению личности гражданину выдается временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации. За проживание без паспорта или по недействительному паспорту предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
Выдачу новых паспортов предусматривается завершить к 31.12.2005 года. В настоящее время решается вопрос о сокращении сроков проведения паспортной реформы на 2 года, то есть до 31.12.2003 года. До этого времени ныне существующие паспорта образца 1974 года будут действительны на территории Российской Федерации.
Многие гражданe столкнулись с отсутствием бланков паспортов нового образца из-за недостаточного финансирования проведения паспортной реформы за счет средств федерального бюджета в 1997 - 1999 годах. В настоящее время эта проблема решена, и органы внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградская области реально приступили к выполнению паспортной реформы.
Санкт-Петербург и Ленинградская область являются одними из первых регионов Российской Федерации, где паспорта оформляются только компьютерным способом. Это в значительной степени увеличивает производительность труда паспортных работников, тогда как в большинстве регионов России новые паспорта оформляют в лучшем случае на печатной машинке, либо перьевой ручкой и чернилами.
Для завершения проведения паспортной реформы в Санкт-Петербурге необходимо выдать 4 миллиона паспортов гражданам Российской Федерации, в Ленинградской области - 1,5 миллиона. В настоящее время документировано 20 % населения в Ленинградской области и 21 % жителей Санкт-Петербурга,
При условии финансовой поддержки паспортные подразделения готовы своевременно завершить проведение паспортной реформы в регионе, единственная просьба к населению - не откладывать обмен своего паспорта на 2005 год, когда очереди в паспортных столах и жилищно-эксплуатационных организациях будут неизбежны, в настоящее же время оформить документы для обмена паспорта не составляет никакого труда.
Разъяснения по всем интересующим вопросам граждане могут получить в паспортных столах по месту своего жительства или пребывания по рабочим дням (кроме среды).
ПАСПОРТНАЯ СИСТЕМА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Паспортно-визовая служба России прошла долгий и сложный путь, неразрывно связанный с возникновением и развитием паспортного законодательства. В разные исторические периоды менялись задачи и функции службы в системе органов внутренних дел, ее плановое положение как политического инструмента. При этом неизменным в его деятельности оставалось служение делу укрепления российской государственности и законности. Сегодня мы подчас сталкиваемся с ситуациями, когда решения острых противоречивых вопросов принимаются без учета исторических уроков и анализа событий предшествующего периода, без глубокого и всестороннего осознания того, какие именно причины привели нас к нынешнему состоянию. Осмысление в этой связи аналогичных процессов в прошлом, сопоставление схожих фактов и явлений, выявление причинно-следственных связей, обобщение исторического опыта, становятся отчетливо необходимыми.
Основные принципы паспортной системы в Российской Империи были установлены еще в начале XVIII века. В 1724 году императорским указом для контроля за передвижением крестьян были введены прокормежные и пpoпycкныe письма. Первые выдавались крестьянам, уходившим из села на заработки в пределах своих уездов, помещикам и приказчикам. Вторые - лицам, отправляющимся в другие уезды. Указ обязывал «в тех пропускных письмах описывать того, кто отпущен будет, рост, лицо и приметы, дабы кто другой, воровски получая оное, не волчался». Главную роль в осуществлении надзора за передвижением населения играли местные административные органы и полиция. "Слоняющихся" и "гулящих" людей задерживали и допрашивали. Крестьян, обнаруженных без документов, подвергали телесным наказаниям и отправляли к их владельцам. Во второй половине XVIII века контроль за соблюдением паспортного режима всецело переходит к полиции. С 1803 года вместо прокормежных и пропускных писем для купцов, мещан и крестьян вводятся печатные паспорта. С 1809 года в Cанкт-Петербурге в составе городской полиции учреждаются адресные конторы. Все лица, работающие по найму в столицах, обязаны были зарегистрироваться в адресной конторе и получить там адресный билет. При перемене работы и места жительства, а также в случае окончания срока действия билета требовалась регистрация, причем билет не выдавался без положительного отзыва с прежнего места работы. Лица, заподозренные в неблагонадежности, могли быть высланы из города полицией. С 30-х гг. и до конца XJX века основным законом, определяющим права и обязанности полиции по осуществлению паспортного режима в империи, являлся "Устав о паспортных и беглых". Главное правило Устава (cт. l) гласило, что никто не может отлучаться от места постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта. Не служившие на государственной службе дворяне могли не иметь паспортов, для них документом являлась грамота на дворянское достоинство. Для крестьян и мещан было установлено три категории паспортов, выдаваемых в зависимости от удаления лица от основного места жительства и срока их действия (максимально до 3 лет). Закон обязывал всех лиц предъявлять паспорта при переезде из одной губернии в другую на установленных в городах заставах, а по прибытии на место - полиции. Резкое усиление миграции населения в связи с отменой крепостного права, а также другие изменения, произошедшие в стране в ходе буржуазных реформ, требовали изменений паспортного режима. Для выработки предложений по усовершенствованию паспортной системы в 1869 г. была учреждена Паспортная комиссия под председательством статс-секретаря Сольского, однако предложения этой и создаваемых позднее комиссий были реализованы только в 1895 году. С 1 января 1895 года, в соответствии с Положением о видах на жительство, началась выдача новых по форме документов. В 1903 г. был издан Устав о паспортах, с изменением и дополнениями 1906-1909 гг., принципиально не отличавшийся от Положения. Устав закреплял различия в правах и документировании отдельных групп населения в зависимости от их сословия, рода занятий, имущественного положения и национальности. Выдаваемый по месту постоянного проживания вид на жительство служил удостоверением личности н давал право на отлучку с места жительства только в тех случаях, когда это право специально удостоверялось.
Вводились ограничения на поселения и получение документов как общего порядка (например, «черта оседлости» для еврейского населения, ограничения для цыган, запретная зона вокруг столиц и губернских округов), так и для лиц, судимых и находящихся под надзором полиции.
Крушение Российской империи, революционные потрясения, гражданская война вызывали перемещения больших масс населения, появление беженцев и эмигрантов С момента крушения старой системы, еще не зародившейся новой, можно начинать дальнейший отсчет развития паспортной системы СССР, а впоследствии и наблюдать ее трансформирование в паспортную систему Российской Федерации.
По материалам пресс-службы УВД Санкт-Петербурга