Выборы областного Законодательного собрания назначены на 16 декабря. Все чаще говорят о желании Смольного принять в них активное участие. Причина проста - городская элита во главе с губернатором Яковлевым, кажется, всерьез вознамерилась забрать под свое крыло областную экономику, совершившую в последние годы ощутимый рывок вперед.
Владимир Анатольевич даже не счел нужным скрывать своего намерения: о необходимости интеграции города и деревни он высказывался достаточно часто, начиная уже с весны этого года, причем не только в ходе "неофициальных встреч", но и во время официальных мероприятий с участием СМИ.
Однако областной губернатор Валерий Сердюков от подобного проекта, естественно, в восторге не оказался - и отреагировал на городскую инициативу достаточно жестко. Тогда, очевидно, и было принято решение совершить "обход с фланга" - в кулуарах активно заговорили о заинтересованности города в исходе областных выборов, а смольнинские аналитики начали просчитывать варианты "петербургской электоральной экспансии". Стоит ли сомневаться в том, что финансовый и административный ресурс администрации и родственных с нею структур вполне достаточен для формирования в областном ЗакСе "пропетербургской фракции"?
К тому же первые проблемы еще на старте выборного пути областные депутаты создали себе сами. Народные избранники долго не могли сойтись с облизбиркомом во мнении относительно, казалось бы, совершенно "технического" вопроса - границ избирательных округов. По заверениям комиссии, необходимость корректировки границ была обусловлена исключительно "демографическим фактором" (за последние годы возросло число избирателей в пригородных округах - главным образом за счет миграции населения из депрессивных областных окраин). В итоге, при средней численности округа в 26 тысяч, - максимальная корректировка составила до одной тысячи человек.
Однако депутатам эта вроде бы небольшая цифра показалась достаточной для того, чтобы спорить о судьбе нарезки округов аж в течение нескольких месяцев. Вызвав этим негодование представителей избиркома (по словам его председателя Владимира Пылина, "пока схема округов не была опубликована, мы не могли приступить к формированию комиссий на местах, и к тому же парализован был процесс выдвижения кандидатов"). Председатель областного ЗакСа Виталий Климов, впрочем, по-прежнему считает, что торопиться с этим вопросом не стоило: "Первоначальная нарезка была проведена произвольно, без учета традиций: вы подумайте - человек привык голосовать в одной школе, и вдруг выясняется, что он должен ехать куда-то в другое место".
Реальная проблема, судя по всему, заключалась именно в опасении депутатов-старожилов потерять "своих" избирателей, с которыми долгие четыре года велась кропотливая работа. Неожиданно получилось, что ее плодами могут воспользоваться всякого рода политические неофиты. Тем более что таковые на областной поляне появились в значительном количестве. О своем намерении "сражаться и побеждать" на приближающихся выборах нам заявили даже в столь экзотичных для областных реалий парторганизациях, как "Яблоко" и СПС. Так, лидер местных правых Залина Медоева заявила о том, что она "совершенно уверена в необходимости партийности на региональном уровне", подчеркнув: "Мы с оптимизмом смотрим в будущее - ведь у нас есть опыт выборов в органы МСУ, а в ряде районов нам даже удалось создать там свои фракции".
Маловероятно, впрочем, что эта задумка осуществится в полной мере. Ведь и в нынешний, и в прошлый состав областного ЗакСа "партийцев" практически не выбирали. Один из местных законодателей, г-н Иванов, пояснил: "У нас уже два созыва прошло, и ни одной фракции не было создано. Просто у нас есть группы по профессиональным интересам, а у наших представителей партий политические взгляды не превалируют над здравым смыслом". Одним словом, лозунгами о необходимости "партийности на региональном уровне" областного избирателя пронять вряд ли удастся. Ведь он привык выбирать не парламентария в общепринятом смысле этого слова (представителя какого-то политического течения, отстаивающего ту или иную идеологическую доктрину), а внепартийного лоббиста.
Однако именно это обстоятельство может сыграть на руку городским политтехнологам, просчитывающим варианты "областной экспансии". Достаточно вспомнить, что и Владимир Яковлев в ходе обеих своих губернаторских кампаний, и участники приснопамятного "петербургского списка" анонсировали себя как раз в качестве принципиально внепартийных кандидатов, "людей дела". Вполне вероятно, что аналогичный подход, в сочетании с должным финансовым обеспечением, и сможет войти в резонанс с чаяниями областного электората.
Сегодня трудно с уверенностью говорить, сможет ли этот радикальный проект преодолеть известный консерватизм областного избирателя. Однако определенные шансы на его претворение в жизнь, без сомнения, имеются: на всех последних выборах объединительная идея в целом по области набирала до четверти голосов электората. И это - без фактора мощного городского ресурса.