Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество МАРШРУТ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЛОЖИЛИ ПСИХОЛОГИ

МАРШРУТ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЛОЖИЛИ ПСИХОЛОГИ

209

Очень часто дети ставят нас в тупик. Они месяцами прогуливают школу и держат это в глубокой тайне. Ради того, чтобы написать реферат лучше всех, готовятся к нему по ночам. Каждый день, отправляясь в школу, дети ведут там невидимые для нас войны. Борьба за лидерство, борьба за место под солнцем, борьба с учителями, борьба за мальчика, который считается самым красивым в классе. А мы потом удивляемся, отчего ребенок кричит по ночам и так часто болеет.

Ребенку может быть в школе плохо из-за тысячи причин. В первом классе живых, привыкших проводить дни в игре существ сажают за парты и заставляют пассивно слушать учителя. Иногда первоклассники страдают просто оттого, что их много, а шесть лет прошли в одиночестве наедине со взрослыми. Переход в среднюю школу тоже воспринимается болезненно. Учителей становится много, каждый требует что-то свое.

Организация с длинным названием "Психолого-медико-социальный центр сопровождения развития учащихся" работает в Василеостровском районе уже 3 года. За это время отношения между детьми, учителями и психологами в этом районе стали доверительными. О том, как этого удалось добиться, рассказывает заместитель директора центра Марина Владимировна Орлова.

- В основном сотрудники нашего центра занимаются с детьми, у которых есть проблемы в школе. Например, первоклассник, который плохо адаптируется в классе. Или ребенок, который не справляется со школьной программой, и ему надо поменять образовательный маршрут. В этом случае с ним будут работать все специалисты - психологи, логопед, дефектолог, социальный педагог, невропатолог-психиатр. Наш центр - одна из четырех городских площадок, где реализуется программа "Здоровый образ жизни". Невозможно решать проблемы ребенка, не общаясь с его родителями. Поэтому мы планируем программу семейного консультирования "Семья без конфликтов".

- Представим себе благополучную семью, в которой все любят друг друга. Могут ли у ребенка из такой семьи возникнуть проблемы в школе?

- Могут. Например, если он гипер-активен. Это еще называют синдромом дефицита внимания. Такой ребенок из-за неврологических особенностей просто не может сидеть спокойно. Учителя такой ребенок будет раздражать, он очень неудобен в школе. Для таких детей у нас существует кабинет "БОС" - биологической обратной связи. Мы учим детей расслаблять мышцы, регулировать дыхание, успокаиваться. Родитель присутствует при этих занятиях. Дома ребенок с мамой или папой повторяет упражнения. В результате у него улучшаются мозговое кровообращение, память и внимание.

Другая проблема, которая подстерегает ребенка из любой, даже самой нормальной, семьи, - это дисграфия. Наши логопеды обследовали всех первоклассников района. Дисграфия у каждого третьего! Ребенок прекрасно знает все правила, но делает по 20 ошибок на странице. В старших классах это уже не исправишь, а маленькие поддаются коррекции. Дисграфия может появиться из-за родовой травмы. Очень вредно раннее обучение иностранному письменному языку. Начинать писать на иностранном языке можно только со второго класса! Иначе дети могут всю жизнь путать русские и английские буквы. В нашем районе мы уже запретили преподавание письменного иностранного языка в 1-м классе.

За три года наши социальные работники провели обследование всех детей, сделали социальный паспорт района. Теперь мы точно знаем, сколько у нас детей-беженцев, сколько семей нуждаются, сколько родителей не выполняют свои обязанности. Самые серьезные проблемы - это дети, прогуливающие уроки, и дети, которые плохо учатся.

Дети с наркотической зависимостью, как правило, не признаются в этом. Они говорят: "Несколько раз я это пробовал". Но что стоит за этими словами? Мы хотим открыть у себя тренажерный зал, у нас есть группа танцевально-двигательной терапии. Ведет ее, кстати, волонтер. В группу пригласили художника по боди-арту, он расписывал детей фосфоресцирующими красками, дети танцевали в темноте. Они были в восторге.

- Какие проблемы возникают у старшеклассников?

- Чаще всего связанные с профориентацией. Иногда подростки не могут построить отношения со сверстниками и со взрослыми. Их пугает мир, который находится за порогом школы. Он непонятен, агрессивен, враждебен.

- Какой возраст доставляет больше всего хлопот?

- 7 - 8-й классы. В этом возрасте дети ничего не хотят, они не понимают, зачем им учиться. Распространенный ответ - "Хочу гулять во дворе". В этих классах школьная программа очень жесткая. Ребенок чего-то не понял, отстал, прогуливает уроки. Мотивации учиться в этом возрасте нет. Кроме того, дети этого возраста слишком увлекаются компьютерными играми. Это зло приобретает характер эпидемии, мы не знаем, как с этим бороться.

- Но весь мир уже давно играет в компьютерные игры.

- И там давно появились люди, имеющие зависимость от Интернета или компьютерных игр. Ночью у компьютерных клубов стоят дети с портфелями. Они играют до 7 утра, а на следующий день в школу не идут. Я расскажу одну историю. Мальчик из хорошей семьи увлекся играми, дома компьютера нет. Стал пропадать в клубах. Сколько мы с ним возились! Классный руководитель умоляла учителей, чтобы они разрешили пересдать ему все предметы летом. Ничего он не пересдал. Остался на второй год. Его воспитывает только мама, она не дает ему денег на клуб. И он стал работать в клубе для того, чтобы играть бесплатно.

Интерес детей к компьютерам можно перевести в учебную деятельность. Но школьные уроки информатики проводятся скучно, а в остальное время компьютерный класс закрыт. В компьютерных клубах должны быть ограничения по возрасту, как и при продаже сигарет. Дети не должны играть по ночам.

- Изменилась ли психология учителей? Готовы ли они допустить, что у ребенка есть проблемы?

- Учителя сотрудничают с нами, проходят у нас тренинги. Например, мы учим их работать с ребенком-дезадаптантом. Не сложились отношения с детьми, непонятна программа. Как защищается ребенок против травмирующих факторов? Болеет или не ходит в школу. Психологические заболевания могут уложить ребенка в больницу. Впрочем, у учителей много своих проблем. Одна из них - профессиональное эмоциональное выгорание. Сначала учитель старается экономить свои эмоции, но потом это переходит в патологию. День учителя проходит в непрерывном общении, это очень изматывает. Поэтому человек отгораживается от окружающих, не получает положительных эмоций. Некоторые родители почему-то считают, что они переложили ответственность за своего ребенка на плечи учителя или воспитателя детского сада. Хочу напомнить, что самые ответственные люди - это родители.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях