75-летие открытия автобусного движения в Санкт-Петербурге отмечается в нашем городе в эти дни. В сентябре 1926 года в Ленинграде начал действовать первый автобусный маршрут, а еще через шесть лет на Днепропетровской улице был организован новый автопарк. Сегодня автопарк N 1 является крупнейшим и наиболее динамично развивающимся в Петербурге.
Как рассказал директор 1-го автопарка Игорь Маилов, нынешний год вполне можно назвать переломным в дальнейшей судьбе автобусного движения в городе. Впервые за 10 лет городские власти стали уделять внимание этой сфере, принята и реально работает программа стабилизации городского пассажирского транспорта. В этом году город закупил 250 новых "ЛиАЗов" с очень экономичным двигателем "Евро-2". Кроме того, планируется прикупить и партию белорусских низкопольных "МАЗов".
Но понятно, что одними закупками новой техники не обойтись: старая слишком изношена. С конца 80-х годов пришлось списать не менее 50 процентов подвижного состава. Поэтому особое внимание уделяется сегодня продлению срока службы старых автобусов. И здесь 1-й автобусный выступает в роли новатора. Так, его специалистами разработана программа восстановительного ремонта кузовов венгерских "Икарусов" - "гармошек". Это почти в семь раз дешевле, чем закупать новые. Восемь "Икарусов" таким образом здесь уже восстановили, продлив срок службы на три года. Маилов надеется, что эту программу поддержат власти города, тем более что возвратность бюджетных средств, вложенных в проект, составит не более двух лет. Если в течение года программа заработает, городской парк сочлененных автобусов удастся сохранить. А без вместительных "гармошек" Питеру просто не выжить.
Другой крупный проект - реконструкция автовокзала на Обводном канале. Предполагается, что в ходе реконструкции здание станет трехэтажным. Вокзал будет "начинен" всевозможными сервисными службами. Даже билеты можно будет покупать через Интернет в режиме реального времени. Пропускная способность вокзала должна возрасти вдвое.
Это тем более важно, что междугородные и международные автобусные перевозки являются сегодня наиболее динамично развивающимся бизнесом: ежегодно их объем увеличивается в полтора раза. Так, если четыре года назад у 1-го автопарка было 39 междугородных рейсов с автовокзала, то сегодня их уже 72. Могло бы быть и больше, но "тормозит" износ подвижного состава. Что касается международных рейсов, то сегодня их у 1-го автопарка - 10. Его автобусы ездят в Белоруссию, Эстонию, Латвию и Финляндию. Спрос постоянно растет: поездка на автобусе дешевле, чем на поезде, и гораздо быстрее, так как меньше сложностей с пограничным контролем.
Основной проблемой, которая тормозит дальнейшее развитие автобусного движения в Петербурге, Маилов считает наличие огромного числа льготников. Кстати, в 1933 году, когда Ленгорисполкомом были приняты первые Правила пользования пассажирским транспортом, правом бесплатного проезда обладали только "дети ростом менее одного метра". Инвалиды и пенсионеры платили за проезд наравне со всеми. Впрочем, и здесь в этом году наметились положительные "подвижки".
Так, горвласти впервые признали тот факт, что они долгое время недоплачивали компенсаций за пассажирские перевозки, и даже произвели первую проплату в счет своего долга. Не последнюю роль играют и меры по увеличению сборов выручки за проезд. Если в СССР при наличии 15 категорий льготников выручка покрывала лишь 10 процентов от затрат, то сегодня в целом по ГП "Пассажиравтотранс" она составляет 40 процентов (при том, что число льготных категорий возросло в несколько раз). Этого удается достичь разными способами. Так, Маилов рассказал, что в "часы пик" его автобусы работают как "социальные", а днем их переводят в режим коммерческих маршрутов. В итоге потери от провоза льготников по утрам и вечерам компенсируются коммерческими сборами.