Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Деньги — только в обмен на информацию

Деньги — только в обмен на информацию

219

Каждый комитет городской администрации отвечает за свое направление деятельности, один комитет финансов отвечает за все. Именно на долю этого ведомства приходится больше всего вопросов горожан: правда ли, что у города не хватает денег на содержание трамвайного транспорта; во что нам обойдется реформа жилищно-коммунального хозяйства; будет ли город из своих денег платить долги за РАО «ВСМ»?

Сегодня на эти и другие вопросы обозревателю газеты Владимиру НОВИКОВУ отвечает вице-губернатор, председатель комитета финансов Виктор КРОТОВ.

— Виктор Юрьевич, задам сначала самый общий вопрос, от которого зависят все последующие: в бюджете денег хватает?

— На все предусмотренные бюджетом нужды хватает, по итогам четырех месяцев имеется даже профицит 10 процентов — доходы оказались выше запланированных. За пять месяцев, по предварительным данным, он еще выше.

— Значит, и долгов перед бюджетополучателями город иметь не должен. Но некоторые фирмы, выполняющие городской заказ, говорят, что никак не могут получить свои деньги.

— Мы проверяем каждую такую жалобу. В ста процентах случаев вина за долг не на комитете финансов, а на самих фирмах или тех бюджетных структурах, которые с ними работают: оформлять документы нужно правильно и в срок. Финансист должен быть буквоедом, иначе он плохой финансист. Если получатель бюджетных денег не в состоянии грамотно оформить документацию на заказ, приложить необходимые акты и протоколы, вины комитета финансов здесь нет.

— Но ведь и такие опытные в отношениях с комитетом финансов предприятия, как «Горэлектротранс», «Пассажиравтотранс», «Ленсвет», ГУП «ТЭК», «Ленгаз», тоже жалуются, что бюджет им недоплачивает.

— Давайте уточним, на что они жалуются — на нехватку денег вообще или на то, что не получают предусмотренные бюджетом ассигнования? Из бюджета они получают все, что положено. Конечно, им хотелось бы увеличить размеры дотаций, но это вопрос к Законодательному собранию.

Лично я считаю, что система взаимоотношений города со своими муниципальными предприятиями устарела. Щедро финансируя их из бюджета, мы лишаем их стимулов к сокращению издержек и поиску собственных источников дохода.

Тому же «Горэлектротрансу» намного проще выбивать ассигнования из бюджета, чем думать над созданием рациональной схемы перевозок. За последние годы в связи с ростом автомобилизации транспортная ситуация в городе принципиально изменилась, и десятки трамвайных сцепок большую часть дня возят воздух. Но, вместо того чтобы оптимизировать маршрутные схемы, руководство предприятия залезает в долги и требует помощи от бюджета.

— А как заставить их считать деньги?

— В городе начата коренная реформа всей бюджетной сферы. Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга намечены основные ее направления и срок — три года. Конечная цель — добиться, чтобы бюджеты всех организаций, получающих деньги от города, стали полностью «прозрачными» и можно было проверить, сколько денег у тех же трамвайщиков уходит на оплату электроэнергии, сколько на ремонт подвижного состава, сколько на разговоры по мобильным телефонам, а главное — насколько все эти затраты обоснованны.

При обосновании своих бюджетных заявок руководители всех этих предприятий оперируют миллионами рублей — кому требуется 50 миллионов, кому 200. А нужно, чтобы бюджетные расходы рассчитывались с точностью до рубля и даже до копеек, причем по каждой статье отдельно. «Прозрачность» — это ключ к решению всех финансовых проблем, от завышения смет на разного рода подрядные работы до сокращения числа зарубежных командировок за казенный счет.

— Но сами руководители муниципальных предприятий считают, что источник их бед — накопившиеся по вине бюджета долги за прошлые годы. Сколько город должен монополистам и как он намерен с ними рассчитываться?

— Давайте отделим проблему «энергетических» долгов от проблемы неэффективного управления собственностью в государственных унитарных предприятиях. Вся бюджетная сфера работает неэффективно, по затратному принципу — это факт. Та же жилищно-коммунальная сфера — это «черная дыра», в которой бесследно исчезают бюджетные миллиарды, и именно поэтому ее решено перевести на самоокупаемость.

С долгами же город постепенно разбирается. Прямой долг бюджета монополистам — около двух миллиардов рублей, и еще два миллиарда — долг за дотации к тарифам. Практически вся эта задолженность реструктурирована, то есть наши кредиторы не требуют ее срочной выплаты. Сейчас комитет финансов проводит сверку имеющейся задолженности и составление графика ее погашения, после чего мы сможем, как говорят финансисты, «вычистить балансы» унитарных предприятий.

С нового года все они будут получать 100 процентов средств, необходимых для оплаты энергетических счетов. Кто наделает еще долгов — будет за них отвечать. Старую задолженность город будет постепенно гасить, тем более что некоторые монополисты, в частности газпромовские предприятия, предлагают нам инвестировать «долговые» деньги в городское хозяйство.

— Что касается жилищно-коммунальной сферы — мы двумя руками за ее реформирование, но по карману ли нам 100-процентная оплата всех услуг?

— У нас имеются только предварительные расчеты, но они показывают, что реформа никого не разорит. Даже 100-процентная оплата жилья и коммунальных услуг не должна сегодня превышать 22, а в перспективе — 30 процентов дохода семьи. Те, у кого расходы будут больше, могут рассчитывать на компенсации.

Впрочем, 100 процентов придется платить и за излишки жилой площади. Будет законодательно установлен социальный норматив, к примеру, 20 метров на человека. Все, что превышает норму, должно быть оплачено полностью. Это, на мой взгляд, справедливо. Если семья из трех человек имеет большую пятикомнатную квартиру, почему бюджет должен оплачивать чей-то комфорт?

— А если у человека излишки жилой площади просто в силу жизненных обстоятельств, к примеру умерли те люди, что жили с ним вместе, — что ему делать?

— В таких случаях на помощь человеку должны прийти органы социальной защиты. Поскольку в бюджете в ходе реформы высвободятся немалые средства, часть из них вполне может быть направлена на социальную поддержку. Но она должна быть индивидуальной. Если речь идет о трудоспособном человеке, который по наследству получил большую квартиру, но не в состоянии ее оплачивать, ему есть смысл поменять ее на меньшую, а не перекладывать свои проблемы на других налогоплательщиков.

— А как быть с качеством услуг, которые мы получим за свои деньги? Жилищники ведь и сейчас получают все 100 процентов, только часть денег напрямую от граждан, а часть из бюджета. Что изменится, если они все деньги будут получать только от населения?

— Реформа ЖКХ не сводится к повышению платы. Я уже сказал, что действует городская программа построения «прозрачного» бюджета, в первую очередь в жилищно-коммунальной сфере. Доходы и расходы жилищников будут доступны для проверки.

Другая составляющая реформы — переход на подрядную систему обслуживания жилого фонда. Первая попытка перейти к этой системе пять лет назад оказалась неудачной. Расценки на обслуживание жилого фонда были непривлекательными для подрядчиков. К тому же много денег уходило на налоги. Сейчас мы предлагаем федеральному правительству отменить НДС для работ, связанных с обслуживанием жилого фонда. Но в любом случае новые расценки создадут конкуренцию на рынке жилищных услуг, а конкуренция — основа качества.

— Виктор Юрьевич, горожан интересуют некоторые частные вопросы, например с долгами по Ледовому дворцу.

— У города никаких долгов по Ледовому дворцу нет. По тем гарантиям, которые давал бюджет, мы давно расплатились.

— Другой вопрос — долги за РАО «ВСМ». Народ смеется, что за 200 миллионов долларов английского кредита мы получили только котлован на Лиговском проспекте.

— Насколько я знаю, тот английский заем не был использован полностью, так что цифры несколько другие, как и объем выполненных работ. Но суть в том, что город к обязательствам по РАО «ВСМ» отношения не имеет.

— Вопросов у меня намного больше, чем мы смогли сегодня обсудить, финансы всех интересуют...

— Мы сможем обсудить их при следующей встрече. Наш комитет всегда готов информировать горожан о том, как расходуются их деньги. Это и моя личная позиция, и требование городской бюджетной реформы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях