В ночь с 16 на 17 декабря в Санкт-Петербургской Духовной Академии произошло событие из ряда вон выходящее – как с точки зрения христианской совести, так и человеческого разумения. Один из воспитанников, студент 4 класса Регентского отделения, пытался покончить жизнь самоубийством. К счастью, молодой человек остался жив, хотя и потерял много крови при попытке вскрыть себе вены. Причиной случившегося многие его однокашники считают крайне нездоровую атмосферу, воцарившуюся с недавних пор в Академии.
Накануне трагического события, студенты 2 курса Академии нашли у себя в комнате под тумбочкой "жучок" – подслушивающее устройство! Обнаружен "жучок" был совершенно случайно – ребята услышали свою собственную беседу по коротковолновому приемнику. О случившемся было доложено инспектору Академии протоиерею Георгию Тельпису, однако очевидно, что инспектор не причастен к этому удивительному происшествию. Судя по всему подслушивающее устройство было установлено в субботу, 11 декабря, во время всенощного бдения. Тогда все студенты находились на службе, а два помощника инспектора совершали обход жилых помещений и подолгу задерживались в некоторых комнатах. Это были присланный из Москвы иеоромонах Дамиан (Залетов) и знаменитый своим «служебным рвением» студент-иеромонах Игнатий (Тарасов).
И если «жучка» поставили именно они, тогда все становится на свои места – шпионская операция продолжает «реформу» духовного образования в некогда славной либеральными традициями Санкт-Петербургской Академии, начатую ректором епископом Константином (Горяновым). И могла она свершиться только с согласия ректора! Именно на этих людей – Дамиана и Игнатия, опирается ректор в «реформах», проводимых им в Санкт-Петербургских Духовных школах. Именно они являются наиболее приближенными к ректору академическими чиновниками, которые все свои действия согласуют непосредственно с главой Академии.
Суть "реформ" епископа Константина, его цели и методы становятся понятными из другого события академической жизни. Студенты 1 курса, сверх всякой меры обремененные трудовыми послушаниями, что отрицательно сказывалось на их учебе, "дерзнули" высказать свои претензии Академической администрации. Вместо попытки облегчить их тягловое бремя на беседу в класс был прислан все тот же иеромонах Дамиан. Он цинично напомнил студентам, что их здесь кормят четыре раза в день и "заботливо" укладывают спать, так что всякую работу в любом объеме они должны воспринимать "с благодарностью". Вообще же сам Дамиан подчеркнул, что, согласно Евангелию, он не намерен "метать бисер перед свиньями". Студенты на «свиней» почему-то обиделись и подали рапорт ректору с обидой на слова и дела иеромонаха. Рапорт подписали 21 человек.
Ректор твердо указал им их место! На суде "полномочной тройки" (Константин, куратор первокурсников архимандрит Никон и вездесущий Дамиан) епископ с неподдельным возмущением выговаривал студентам, что они не имели никакого права жаловаться на действия и слова помощника инспектора. На студентов было оказано беспрецедентное давление с целью вынудить отказаться от рапорта, все они должны были написать объяснительные, где следовало осудить свой поступок. И самое унизительное заключалось в условии: подписавший самооговор мог пойти в трапезную – поужинать!
Все эти деяния администрации Академии являются следствием событий весны и лета, о которых «Новая газета» уже писала. Тогда канонический протест студентов против хиротонии (рукоположения) доносчика Игнатия Тарасова в сан священника был объявлен епископом Константином и митрополитом Владимиром "бурсацким хулиганством" и "спланрованной провокацией", нацеленной на смену церковного руководства Санкт-Петербрга. Тогда без малейшего намека на расследование инцидента было изгнано 10 студентов! На других оказывалось давление с целью оклеветать воспитанников и преподавателей Академии, не причастных к этому конфликту, и оговорить самих себя. Преподаватели, не согласные с действиями и позицией ректора, были уволены или же их лишили части лекций - наказали рублем.
Тогда-то в целях усиления воспитательной работы из Московской Академии и был прислан иероманах Дамиан, с которым так сработался иеромонах Игнатий Тарасов. При этом «московский гость» заявил почти сразу же, что СПбДА является гнойником на теле Русской православной церкви и он прислан его вскрыть. Такой вот «духовный» хирург!
И цели, которые преследуются ректором и его новыми помощниками, совершенно соответствуют арсеналу «педагогических приемов». Долгие разговоры в унизительных тонах призваны сломить студента, сделать его безвольной игрушкой в руках таких "пастырей" как Дамиан и Игнатий. Унижение человеческого достоинства, прикрываемое христианской лексикой, стало основным "воспитательным" средством в Академии. Студентов "откровенно" вербуют, призывая их доносить на своих товарищей и преподавателей. При этом администрация готова закрывать глаза на некоторые "мелкие грешки" своих сотрудников. Тотальный контроль за поведением, поступками и мыслями студентов, присутствие рядом "привилегированных" доносчиков - все это порождает атмосферу подозрительности и нездоровья в Духовных школах. Студенты нервничают, ломаются как личности, становятся безвольными и безынициативными. В этом цель такой системы - сделать из них вместо пастырей, способных повести за собой христиан, послушных рабов, исполняющих волю начальства.
Из ряда вон выходящее событие с установкой "жучка" в общежитии, последовавшая за тем попытка суицида – яркие доказательства той нездоровой атмосферы, которая является следствием руководства епископа Константина. За последнее время в санчасти Академии зарегистрировано более 200 обращений с невротическими реакциями – такого здесь еще не бывало! Студенты уверены: в Петербурге устанавливается та система тотального контроля и слежки, подавления человеческой личности, которая свойственна Московской Академии и Тобольской Семинарии. В последнем учебном заведении имели место тщательно скрываемые случаи попыток самоубийств среди студентов, когда им стало известно, что приходящие им письма вскрываются.
События 2000 года, происшедшие в СПбДА, - того же ряда. Они демонстрируют тоталитарные замашки епископа Константина и его наполеоновские амбиции. Теперь же, когда стали известны истории с незаконным прослушиванием и попыткой самоубийства студента, стало очевидно, что все это попросту опасно! «Московский стиль» в исполнении Контсантина угрожает не только правам студентов, охраняемых государством, но и их здоровью.
Удивительно, что события в Академии так и не получили принципиальной оценки митрополита Владимира и патриарха Алексия, которые пытаются отсутствием реакции отрицать и сами проблемы. Однако теперь речь идет ныне не только о внутреннем конфликте, а о здоровье и жизни студентов, будущем здоровье Русской православной церкви! И пока такие деятели как епископ Константин могут безнаказанно издеваться над старейшим богословским учреждением России, эта угроза остается. В такой ситуации без вмешательства церковной общественности и всех заинтересованных сограждан просто не обойтись – это наше общее дело.
Александр Покровский
Эта татья будет опубликована в понедельник в «Новой газете»