Сейчас эмоции понимают как определенную биохимическую реакцию организма. А как воспринимали эмоции в Античности, Средневековье, Новом времени, периоде модерна и постмодерна? Узнаем 13 августа в пространстве «Бенуа 1890». 12+
Гнев, страх, отвага, злоба, радость, любовь, ненависть, тоска, зависть, жалость — мы бы назвали это эмоциями. Но термин «эмоция» стали употреблять лишь в XVII–XVIII веках. А категорией психических состояний, которые можно изучать, эмоции «стали» еще позже, в 1850-х. В Античности эмоции назвали бы страстью, беспокойством, чувством и много как еще. Даже «аппетитом»: appetitus — «желание». А Аристотель называл аффектами. Эти состояния, говорил он, возникают без намерения и обдумывания, из-за них могут полностью меняться прежние решения. Вот как он характеризовал страх, fobos: «некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле». Причем Аристотель уточнял: речь не о любом зле. Ведь многих зол мы, дескать, не страшимся — нас не так уж пугает перспектива быть ленивыми или несправедливыми. Так что речь о зле, «которое может погубить нас или причинить нам неприятность». И еще одно уточнение: эта «погибель» и «неприятность» должны быть где-то близко и казаться неизбежными.
И это лишь одна из эмоций, страх. 13 августа вместе с философом, старшим преподавателем РАНХиГС СПб Никитой Сюндюковым проследим, как изменялось понимание эмоций. Слушаем лекцию «Философская история эмоций» в «Бенуа 1890» (Тихорецкий, д.17). Начало в 19:00.
Александра Шеромова