Когда государство идет по пути реновации стратегических активов, а собственники, вложившие миллиарды, сопротивляются, к ним приходят силовики. Российские бизнесмены могут сделать выводы на примере ситуации в порту Мурманска, а заодно вспомнить, все ли у них политически безупречно в схемах приватизации своих предприятий.
Противостояние правительства Мурманской области и бизнесменов морского рыбного порта вскоре оценит в Петербурге 13-й апелляционный арбитражный суд. Ранее же государство вернуло себе акции «Мурманского морского рыбного порта» стоимостью 238 млн рублей, хотя актив был приватизирован в 2015 году.
Порт сейчас обеспечивает 14 % перевалки рыбопродукции в России, около 30 % на Северо-Западе и более 80 % в Мурманске. Пропускная способность — 700 тысяч тонн/год, холодильные терминалы на 45 тысяч тонн, переработка, оптовые склады. На территории работает семья предпринимателей Романовых, в компании — 500 человек.
Что касается конфликта, то порт попал в программу «Реновация территории морского порта Мурманск». В планы входит строительство международного логистического рыбного терминала, на территории рыбного порта планируется снести здания на 53 га, где работают 50 предприятий.
По информации «Фонтанки», все началось год назад после аналитической справки ФСБ, где говорилось о нарушении бизнесменами закона о вложениях иностранцев в объекты стратегического значения. Покупателям вменили, что они не уведомили власти о том, что иностранная компания получила в залог акции компании-учредителя порта.
Вскоре ФАС предъявила практически политические претензии: «<...> Противоречит основам нравственности <...> направлена на завуалированное завладение нерезидентами стратегическим предприятием, бесцеремонно к российскому обществу <...> использованы лживые схемы по захвату организаций, обеспечивающих безопасность страны».
А после появилось уголовное дело в отношении пока неустановленных руководителей «Мурманского морского рыбного порта» о мошенничестве, где, по версии следствия, коммерсанты, понимая, что теряют актив, пытались вывести средства, создавая фиктивные долги порта на 620 млн перед аффилированными компаниями.
Что касается официальной позиции бизнесменов, в пресс-службе журналистам сообщили: «При покупке сумма основных средств (здания, сооружения, оборудование) была 290 млн рублей. Сейчас — 1,16 млрд. Так, произведены капремонты ж/д путей, канализации, водопровода, холодильных терминалов, куплены погрузчики, спроектированы и оплачены три уникальных рыбных крана. Выручка выросла на 22 %». Неформальные ответы чиновников, которые так или иначе выставляли порт на приватизацию, вы можете прочитать на 47news. Также издание подчеркивает разницу между фактической национализацией этого объекта и экспроприацией.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.