Правительство Петербурга не смогло выкупить помещение в «Писательском доме» на канале Грибоедова для музея «XX век». Многолетняя мечта о расширении разбилась о рыночные и бюрократические реалии.
Как стало известно «Фонтанке», городские власти выделили на выкуп помещения 45 млн рублей, но в последний момент сделка сорвалась. Предложенную городом цену перебил тандем коммерсантов. Теперь в исторический подвал готов заехать бизнес с отнюдь не литературным уклоном.
«Нервные люди»
Сюжет, достойный пера Михаила Зощенко, развернулся в доме, где писатель жил с 1934 по 1958 год. Завязка такова: жители исторического здания на пересечении Малой Конюшенной и канала Грибоедова очень любили одного своего соседа — Государственный литературный музей «XX век» (до 2007 года — Литературно-мемориальный музей М. М. Зощенко. — Прим. ред.) и совсем не любили других, последовательно сменяющихся арендаторов нежилого помещения на цокольном этаже.
Конфликт в общем-то типичный для центра Петербурга. У помещения нет отдельной канализации, что противоречит санитарным правилам, вентиляцию не вывести на фасад из-за статуса памятника архитектуры, за стеной — Дом детского творчества, что делает невозможным получение алкогольной лицензии, объяснил «Фонтанке» председатель ТСЖ «Писательский дом» Иван Цыбин. Но бизнес это не останавливало — собственники сдавали подвал то магазинам, то барам. Из-за жалоб на нарушения заведения надолго не задерживались. «Который год мы все категорически против каких-либо ресторанов/магазинов/наливаек и прочей [ерунды] в этом помещении», — прокомментировал историю более чем 10-летней борьбы Иван Цыбин.
Чаяния жителей давно совпадали с мечтой о расширении соседа — литературного музея «XX век». А в прошлом году обитатели «Писательского небоскреба» приобрели влиятельного союзника в лице культурного вице-губернатора Бориса Пиотровского. Но в решение коммунального вопроса вмешалась то ли судьба, то ли бюрократия.
«Приятная встреча»
Сейчас экспозиция музея «XX век» располагается в квартире, где жил Михаил Зощенко. В одной из комнат воссоздан кабинет писателя, в смежной — временные выставки, посвященные другим литераторам.
В разные годы в доме, получившем название «Писательский небоскреб», жили Николай Заболоцкий, Вениамин Каверин, Николай Олейников, Всеволод Рождественский, Ольга Форш, Евгений Шварц и другие, рассказывает директор музея «XX век» Марина Линович. По ее словам, музей хотел бы рассказывать и об их наследии и для этого долгие годы пытался получить от города новые площади. К примеру, в 2016 году рассматривалась реконструкция здания на Обводном канале, но в итоге денег у города не нашлось.
Потомки писателей готовы передавать свои архивы. «Но мы просто принять не можем, некуда положить их», — комментирует Марина Линович. Подвал в «Писательском небоскребе» пришелся бы как нельзя кстати — тем более что само по себе это место с историческим бэкграундом. «Раньше там было бомбоубежище, до этого красный уголок, там собирались все писатели, о которых мы рассказываем, Анна Ахматова там переживала первую блокадную зиму», — рассуждает директор музея.
Обращения к губернатору и в прочие инстанции эффекта сначала не возымели. Но дело сдвинулось с мертвой точки, когда в прошлом году музей посетил вице-губернатор Борис Пиотровский. После этого вопрос о расширении музея стал решаться с «космической скоростью», рассказывает Марина Линович.
«Музей испытывает острую нехватку площадей под экспозицию и выставочные проекты», а рассказывать «о сложном разнообразном литературном процессе века» только в пространстве мемориальной квартиры Зощенко «представляется затруднительным», — прокомментировали «Фонтанке» в комитете по культуре. За считаные месяцы город провел оценку стоимости помещения и согласовал выделение средств через адресную инвестиционную программу. А музей и ТСЖ достигли договоренности с собственниками помещения.
Казалось, те были заинтересованы избавиться от подвала, ведь каждый арендатор, который туда въезжал, прогорал через несколько месяцев, рассуждает Марина Линович. Но накануне внесения нужных поправок в бюджет выяснилось, что собственники уже продали помещение — отнюдь не Смольному и не под музей.
«Обштопали»
Директор и совладелец прежнего собственника — компании «Объединенные финансы» Дмитрий Терехин на момент публикации не ответил на вопрос «Фонтанки» о причинах отказа от сделки с городом.
Но можно найти как минимум два объяснения столь «вероломному» поведению. Первый — сугубо прагматичный. По информации «Фонтанки», город оценил помещение на цокольном этаже в 45,7 млн рублей за 218 кв. м. Это сильно ниже рынка. В данной локации помещение в цоколе должно стоить 54,5 млн рублей, говорит Андрей Бойков, управляющий партнёр Rusland SP. Не то чтобы городские власти не смогли найти лишние 10 млн рублей. Скорее дело в особенностях подхода к оценке, из-за которого стоимость, рассчитанная городом, стабильно оказывается ниже рынка. А выкуп за бюджетные деньги, по правилам, возможен только на ее основе. Новые владельцы Аркадий Смолин и Дмитрий Чудинов подтвердили «Фонтанке», что заплатили прежнему собственнику больше, чем предлагал город, но сумму не назвали.
Вторая версия в том, что коммерсанты воспользовались шансом отплатить соседям за многолетние обиды. Хорошо зная о желании жильцов привести в помещение музей, владельцы сознательно отдали предпочтение коллегам по рынку и даже не стали торговаться со Смольным.
К слову, совладельцы «Объединенных финансов» — Дмитрий Терехин и Иван Житенев — отнюдь не рядовые рантье. В 2004 году они были признаны «людьми года» в номинациях «строитель» и «финансист», причем одновременно с ними как «интеллектуала года» награждали Аллу Манилову, занимавшую тогда должность председателя комитета по печати, а руководитель фракции «Родина» Дмитрий Рогозин был назван «политиком года». В 2013 году оба экс-собственника подвала «Писательского небоскреба» были замечены в Кенсингтонском дворце в составе делегации на встрече с принцем Майклом Кентским. Сейчас, по данным СПАРК, предприниматели владеют технопарком «Циолковский» в Новом Девяткино и производителем электрооборудования НПО «Стример».
«Неожиданное признание»
Новые собственники Аркадий Смолин и Дмитрий Чудинов ни в какую не хотят вступать в переговоры ни с ТСЖ, ни с музеем, ни с комитетом по культуре, отказываясь от встреч под разными предлогами, говорят Иван Цыбин и Марина Линович.
Предприниматели подтвердили «Фонтанке», что в переговорах с городом не заинтересованы. По их словам, продажа помещения сейчас в планы не входит — оно уже сдано в аренду под «общепит». Неизбежность нарушений собственников не смущает. «Посмотрите на улице Рубинштейна — там всё как-то работает», — сказал Аркадий Смолин.
По информации «Фонтанки», помещение арендовала Виктория Крушинова (копия трехлетнего договора от 20 января 2022 года есть в распоряжении редакции). Сама предприниматель отказалась от комментария. Но, со слов жителей, которые пришли пожаловаться на запах краски из-за ремонта, 21-летняя бизнесвумен огорошила их сообщением, что заведение будет работать в формате ночного стриптиз-клуба. Необходимости в согласовании вывески нет, поскольку у заведения уже есть своя постоянная аудитория, пересказывает диалог Иван Цыбин. Девушка также якобы похвасталась пятилетним опытом в индустрии. В приложении для блокировки спама GetContact номер Виктории Крушиновой записан как «Виктория Стриптиз», а также «Вика Эгоист», «Вика Админ Статус», что, возможно, является названиями популярных ночных клубов Северной столицы.
Впрочем, жители «Писательского небоскреба» не собираются складывать оружие, и как только заведение начнет работать, намерены прибегнуть к испытанным методам борьбы, говорит член правления ТСЖ Ирина Устюжанина.
Тем временем музей «ХХ век» продолжает искать возможности для расширения. В прошлом году ему дали два помещения на Петроградской стороне: на Подольскую улицу, 14, переедут фонды, на улице Мира, 10, появится дополнительное выставочное пространство. Оно заработает в 2024 году, но полностью потребности не закроет, говорит Марина Линович. Но директор музея всё же не теряет надежды договориться с новыми собственниками подвала в «Писательском небоскребе». «Если там бизнес не может работать, почему бы не поставить на службу народу. Мы бы там сделали замечательные выставки», — говорит она. Проблему с рыночной ценой, возможно, удалось бы решить за счет привлечения в проект частных инвесторов, считает директор музея.
В комитете по культуре подтвердили, что вместе с музеем и КИО продолжают поиск помещений в центральной части города. Но выкуп за бюджетные деньги возможен только на основании оценки, произведенной самим городом. Для реализации механизма государственно-частного партнерства придется привлекать комитет по инвестициям.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»