Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес «Выживают маленьких игроков». В нерабочие дни общепит отключили от доставки

«Выживают маленьких игроков». В нерабочие дни общепит отключили от доставки

40 771
автор фото Сергей Коньков / «Фонтанка.ру»

В Петербурге с начала недели владельцы небольших заведений общественного питания получили своеобразный «стоп» на работу. Не со стороны властей, а от крупнейшего сервиса по доставке.

Как рассказал «Фонтанке» исполнительный директор Союза малых предприятий Владимир Меньшиков, уведомление о приостановке оказания услуг разлетелось от «Яндекс.Еды».

«Отключают от доставки и требуют предоставить кучу документов. Понятно, что это один из самых популярных сервисов. У людей задействованы сотрудники, куплены продукты, а тут как бы всё. И сделать ничего нельзя», — сетует он.

В однотипном обращении, которое поступает предпринимателям, говорится о «подозрительной активности, связанной с заказами». О чем именно идет речь, в нем не уточняется, но компания указывает на пункты оферты, которые дают ей право на эту одностороннюю возможность. После названия заведения и адреса говорится следующее: «Чтобы обезопасить вас и наших пользователей, мы временно приостанавливаем оказание услуг сервиса «Яндекс.Еда». Затем требуется предоставить необходимые сведения для внутренней проверки.

Для этого нужны видео входа в заведение, где указана его вывеска и имеется входная дверь; видео изнутри — зал, кухня, уголок потребителя; фотография меню ресторана и уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности по данному адресу. Предоставить материалы требуется в течение 14 дней с момента получения письма, иначе приостановка услуг превратится в «вынужденное отключение от платформы».

Повышенные спрос и активность логичны в период ограничений, считает Меньшиков, однако версий, с чем «на самом деле» связано такое уведомление, много. По словам исполнительного директора Союза малых предприятий, только к нему поступили «десятки жалоб».

«Люди, конечно, очень обеспокоены, потому что сейчас и так не работаем, а теперь и доставку отключили, что им теперь делать. Кто-то хочет идти в прокуратуру, кто-то в ФАС. Мы подозреваем, что это сделано искусственным способом. Версий, почему это происходит, много, кто-то считает, что маленьких игроков выживают», — добавил он.

Некоторым уведомления пришли с опозданием. Как рассказала «Фонтанке» операционный директор доставки заведений «Фудзи», «Сашими» и «Ткемали» Виктория Лебедева, по одной из точек 2 ноября просто перестали поступать заказы. «Это было странно, так как у нас поток. В личном кабинете не было никакой информации. Зашла как клиент и посмотрела, что нас в списках нет. Проверила остальные заведения, их тоже нет», — сказала она.

«Фудзи», «Сашими» и «Ткемали» работают как «облачные кухни». У них есть только производственные помещения, однако, по словам Лебедевой, одной из причин отключения доставки в компании назвали «отсутствие вывески». «Но для дарк-китчена это не требуется, ни вывеска, ни меню. У нас не ресторан, куда можно зайти и посидеть», — уточнила она.

Несмотря на это, руководство точек, когда поступили официальные уведомления, отправило все необходимые материалы. В настоящий момент к доставке заведения так и не подключили.

С подобными письмами от сервиса там сталкиваются уже не в первый раз, и как правило, они прилетают перед праздниками или локдауном. «То есть это дни, когда «Яндексу» выгоднее взаимодействовать с ресторанами, которые пользуются их курьерами, потому что процент в этой комиссии больше. Вне зависимости от рейтинга пользователей рестораны, которые пользуются их курьерами, всегда на верхней строке в приложении», — добавила Лебедева.

Но уведомление о приостановке доставки получили даже те, кто не работает совсем. Такое письмо 2 ноября пришло руководителям заведения Pizza & Sushi, которое закрыто уже больше двух месяцев. «Это доказательство того, что они действуют от себя. У них нет системы. Они говорят, что якобы за подозрительную деятельность, но у нас деятельности нет», — сказал Григорий Журавлев, директор Pizza & Sushi и Beergarden Grill-Bar (это заведение не отключали от системы).

«Биргарден» блокировали пару раз. Так было перед выходными и праздниками. Прекрасно помню, как это было перед 23 февраля. У нас усиление, продукты, заготовки, а они заблокировали. Четких причин они мне сказать не могли, но сейчас я понимаю, что причин и не было. На «Пиццу и Суши» не приходило таких уведомлений, и вдруг пришло», — сказал он.

По словам рестораторов, «Яндекс» оказывается самым дорогим сервисом на рынке доставки еды, правда, это оправдывается самым большим потоком заказов. Есть два направления — курьеры от заведения и курьеры сервиса. Если доставку осуществляешь сам, то малоизвестному сервису, как уточнила Лебедева, отдаешь 3–5 %, Delivery Club просит 10 %, «Яндекс» — 15 %, а если с помощью его курьеров — то все 35 %. Сотрудник заведения волен доехать до любой точки города, если позволяет возможность, а вот в поле «Яндекса» была только пешая доступность. Расширить доставку позволило подключение системы «Яндекс.Go», и приоритет на свою доставку во время этого локдауна, по словам рестораторов, стал очевиден.

«Сейчас если зайти в сервис в момент локдауна, то вы увидите первыми заведения, которые пользуются их курьерами. Я даже проверял как клиент, что якобы живу напротив заведения, у «Биргарден» все фотографии есть, рейтинг 4.7, доставка будет быстрой, но мы почему-то на 40-м месте», — добавил Журавлев.

В самом «Яндексе» на просьбу «Фонтанки» прокомментировать жалобы рестораторов сообщили, что не видят массовых проблем. Те, кто работает без нарушений, в период «длинных праздников» получает в разы больше заказов, и к платформе выстроилась очередь из рестораторов, желающих подключиться.

«На время действия ограничений мы максимально сократили все стандартные проверки, которые потенциально могут вызвать остановку работы ресторана на платформе, и вывели больше специалистов, которые помогают ресторанам оперативно решать любые вопросы. Единственное исключение — это выявление «клонов» ресторанов. Отдельные партнеры могут создавать несколько виртуальных ресторанов на платформе с идентичным меню, чтобы занять больше места в выдаче и привлечь внимание пользователей. Такая практика создает неравные условия для других ресторанов и иллюзию выбора для пользователей. Дубли выявляет специальный алгоритм. Срабатывает он в единичных случаях, и за последние дни мы не зафиксировали всплеска таких срабатываний. Предоставив необходимые данные, ресторан может продолжать принимать заказы в обычном режиме, — заявили представители агрегатора. — 96 % ресторанов, работающих на платформе «Яндекс.Еды», в эти дни не закрылись и продолжают готовить на доставку и с собой. На все заказы, которые забирают пользователи, сейчас действует нулевая комиссия агрегатора и 20 % кешбэк от суммы чека баллами «Яндекс Плюса». В дни локдауна число заказов с собой в «Яндекс.Еде» выросло в 2,5 раза. А число заявок на подключение к платформе от ресторанов — в 3,5 раза».

«Как я понимаю, это коснулось лишь нескольких небольших заведений. Говорить о какой-то массовости не приходится. Я таких обращений не получал, — рассказал «Фонтанке» Александр Ружинский, глава объединения участников рынка общепита «Рестоград». — Возможно, имел место сбой или какой-то технический процесс. Но говорить о тенденции с моей стороны я не могу, ввиду отсутствия обращений».

Те же рестораторы, что попали в число отключенных «роботом Яндекса», уверены, что доставку им вернут только 8 ноября, когда начнется рабочая неделя и город более-менее вернется к жизни.

Мария Долбиш, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
44
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях