Традиционный «День Д» — а в этот раз еще и приуроченный к юбилею Сергея Довлатова — прошел единственно возможным образом. С красивыми собаками, джазом, веселыми людьми и невеселыми полицейскими.
День рождения Сергея Довлатова в этот раз отмечался шире обычного: помимо чтений и экскурсий — множество мероприятий, некоторые из которых с писателем связаны, прямо скажем, косвенно. Но это точно не относится к параду фокстерьеров и открытию памятника Глаше — любимой собаке Довлатова и персонажу его текстов.
4 сентября — второй день фестиваля, накануне уже прошли лекции в Доме книги, экскурсии и квесты по Рубинштейна и т.д. Суббота должна была, среди прочего, стать днем пластического искусства: граффити с портретом писателя под мостом Бетанкура и открытие временного памятника-таблички фокстерьеру Глаше. На самом деле сама собачка уже обосновалась в пятницу на Рубинштейна, а вот стальную доску, из которой вырезали ее абрис, как раз привезли в сквер на Загородном проспекте.
Как рассказал корреспондент «Фонтанки», народу в сквере собралось немало, под 200 человек. Неформальное празднование юбилея писателя шло, согласно программе, с полудня. Поначалу — субботник, трансляция отрывков его произведений, обмен книгами и т.п. Затем — джаз и, наконец, «распаковывание» памятника. Все это время за происходящим наблюдал один сотрудник полиции.
Порадовавшись очередной инкарнации Глаши, дали отмашку на парад фокстерьеров. На практике около десятка человек по очереди подводили своих собак к микрофону и демонстрировали, что те умеют. Вряд ли именно это действо так обескуражило полицию, но дополнительные два микроавтобуса и легковушка примчались как раз после «парада». Оттуда вылезло сотрудников 8–10, своими брюками нарушая праздничную атмосферу здешних мест, и не то чтобы начали разгонять собравшихся (Довлатов пока экстремистом не объявлен), но доступно объяснять: мероприятие не согласовано. Отдельного внимания удостоился аппарат с сахарной ватой — его заподозрили в нелегальной торговле. Корреспондент «Фонтанки» утверждает, что вату раздавали безвозмездно.
Люди разошлись, а кто-то разъехался, причем на полицейских машинах. Организатора фестиваля «День Д» Анастасию Принцеву и ее координатора увезли в 28-й участок. Как она рассказала «Фонтанке», на них составляют протокол об административном нарушении по статье 20.2.2 КоАП « Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка». Если что — штраф до полумиллиона.
Насколько дюжина фокстерьеров нарушила общественный порядок — можно спорить, общественный порядок нынче — штука хрупкая. Вот только со словом «организация» Принцева не согласна в корне. «Я пришла как приглашенное лицо на мероприятие Владимирского муниципального округа, на субботник, я не организатор, — настаивает она. — Это благоустройство сквера, организованное муниципальным округом. Я гость. Так получилось, они решили, что организатор я, потому что я стояла у микрофона. Ну и что? Я встала у микрофона и поприветствовала детей».
Глава Владимирского округа Денис Тихоненко подтвердил, что все происходившее — субботник, пусть и посвященный дню рождения Довлатова. «Здесь мы организовывали высадку цветов, благоустройство, уборку и открытие этой таблички собачке Глаше, — говорит он. — Это наше совместное мероприятие. И это не концертное мероприятие, хочу обратить внимание. Музыкальное сопровождение было, чтобы было веселее работать».
Ситуация Анастасии Принцевой вообще парадоксальна: она-то уж точно постаралась, чтобы к организаторам «Дня Д» не было претензий. «Это самое печальное: я 5 лет провожу фестиваль, и мы всегда проходим все стадии согласования. В этот раз мы отказались от уличного праздника на Загородном, 38, потому что в связи с постановлением от 26 августа нельзя собираться более 75 человек. Мы отменили весь праздник, к которому мы долго готовились и на который была подана заявка. И я сказала — не проводим, потому что нам сказали, что оно не пройдет согласование. И несмотря на то, что мы проделали огромную работу, полностью был придуман праздник, инсталляции готовились, сценарий был продуман — мы отказались. Потому что я не делаю таких вещей, зачем мне нужны такие проблемы?»
Под мостом Бетанкура в это время граффитисты спокойно рисовали дозволенный портрет Довлатова. Фокстерьеров не было, зрители на 98% — подростки из местного скейт-парка. Доделают завтра, работать холодно.
Шли мы с приятелем из бани. Останавливает нас милиционер. Мы насторожились, спрашиваем:
— В чем дело?
А он говорит:
— Вы не помните, когда были изданы «Четки» Ахматовой?
— В тысяча девятьсот четырнадцатом году. Издательство «Гиперборей», Санкт-Петербург.
— Спасибо. Можете идти.
— Куда? — спрашиваем.
— Куда хотите, — отвечает. — Вы свободны… (Сергей Довлатов, сборник рассказов «Наши»).