В преддверии нового учебного года ВЦИОМ, фонд «Обнаженные сердца» и Ассоциация «Аутизм-Регионы» провели исследование об информированности и отношении россиян к инклюзивному образованию.
Выяснилось, что 59% россиян впервые услышали термин в ходе опроса, 16% затруднились ответить на вопрос о его значении. Каждый пятый что-то слышал про инклюзивное образование (24%).
И только каждый десятый (11%) смог дать правильный ответ: инклюзивное образование — это форма обучения, при которой для всех детей, независимо от имеющихся у них особенностей, предоставляется возможность учиться совместно, при этом для детей с особенностями развития создаются специальные условия — оборудование, адаптированные материалы, их сопровождают специально подготовленные педагоги.
Две трети опрошенных (66%) положительно относятся к совместному обучению детей с особенностями развития с детьми без особенностей. Об отрицательном отношении заявили 16% респондентов, и 13% относятся нейтрально.
Больше позитивных оценок среди молодежи от 18 до 24 лет (81%), меньше среди людей старшего возраста — от 60 лет (57%).
Преимуществами совместного обучения, по мнению россиян, являются социализация/толерантность и позитивная среда в коллективе (62%), равенство возможностей в получении образования (14%), хорошее развитие и обучаемость детей (11%).
Основными недостатками инклюзивного образования опрошенные считают проблемы у детей с особенностями развития (34%) — как психологические (27%), так и риск в отставании в обучении в силу сложности программ (7%). Еще 17% заявили о неготовности родителей, школы, учителей принять детей с особенностями развития. Ответы каждого десятого (12%) респондента касались общего уровня снижения образования.
«Несмотря на то, что в России есть закон об образовании, который гарантирует всем детям, вне зависимости от уровня их способностей или существующих диагнозов, возможность учиться в школе, сам термин «инклюзивное образование» остается малоизвестным для большинства. Это связано с тем, что во многих школах и детских садах на практике инклюзии пока нет. При этом количество детей с особыми потребностями, которым необходима возможность пойти в обычную школу, где рядом учатся типично развивающиеся сверстники, — весьма значительно. Например, по оценкам Минздрава, только детей с аутизмом в России свыше 300 000 человек», — отметила основатель Фонда «Обнаженные сердца» Наталья Водянова.
Руководитель департамента коммуникаций и связей со СМИ Ассоциации «Аутизм-Регионы» Екатерина Заломова заявила, что необходимо обучение педагогов методикам работы с особенными детьми.
«Минобр не спешит обучать педагогов работать с детьми с особенностями развития. Есть проверенные и эффективные методики, которые успешно используются во всем мире, но у нас они доступны только за большие деньги в коммерческих центрах. Пока не решится вопрос финансирования обучающих программ, никакой инклюзии быть не может», — сказала Заломова в ходе встречи, на которой был представлен опрос.
Принятый в 2013 году Закон об образовании гарантирует всем детям, вне зависимости от уровня их способностей или существующих диагнозов, возможность учиться в школе, у родителей есть право выбирать, какой будет эта школа, а задача школы — предоставить ребенку программу обучения в соответствии с его образовательными потребностями.