Председатель общественного движения «Опора Ингушетии», один из лидеров протестов против изменения границ с Чечнёй Барах Чемурзиев арестован на два месяца в рамках уголовного дела о насилии в отношении представителей власти. Чемурзиев стал третьим активистом, который был 14 апреля отправлен с СИЗО судьями Нальчикского городского суда. Ранее были арестованы старейшина Ахмед Барахоев и член Ингушского комитета национального единства Муса Мальсагов.
Решение об арестах принимаются на основании показаний «засекреченных свидетелей», рассказал «Фонтанке» адвокат Чемурзиева Магомед Абубакаров.
«То, как обосновывается необходимость заключения под стражу, не имеет никакого отношения к действующим нормам УПК. Следствие объясняет свои подозрения только тем, что подозреваемые в уголовном преступлении – «уважаемые люди», и они находились там (на митинге 26 марта в Магасе, который закончился столкновениями с силовиками. – Прим. ред.). В суде были оглашены сведения некоего «засекреченного свидетеля», который делает предположение, что те, кто находился на улицах, были кем-то организованы. Мой подзащитный Чемурзиев был формальным организатором митинга. Такая логика. Но 65-летний Барахоев, который все десять дней административного ареста держал голодовку, не был организатором митинга. И он тоже арестован на два месяца. При этом все фигуранты дела делали на акции всё возможное, чтобы успокоить людей», – заявил «Фонтанке» Абубакаров.
Адвокат Бараха Чемурзиева уточнил, что уже в понедельник оспорит решение об аресте. «Мы уже приняли решение, что если не будет принято законного решения по нашим жалобам, мы будем обращаться в Европейский суд по правам человека», – сообщил юрист.
Трое арестованных лидеров ингушского протеста были задержаны накануне сразу после отбытия 10 суток административного ареста. Административная ответственность наступила после массовых рейдов по адресам активистов 3 апреля. Уголовное дело расследуется по статье 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти», ответственность – до 5 лет лишения свободы, в случае опасности для жизни или здоровья представителя власти – до 10 лет. – Прим. ред.).
Дело было возбуждено после столкновений силовиков с протестующими 27 марта в Магасе. После завершения санкционированного митинга собравшиеся и силовики не нашли взаимопонимания. От митингующих требовали покинуть улицы. Попытка им помочь привела к перекрытию федеральной трассы. Формальным поводом для митинга стал новый закон о референдуме в Ингушетии.
Через два дня глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров прямо потребовал от секретаря Совета безопасности республики Ахмеда Дзейтова «сажать в тюрьмы всех организаторов митинга».
Последовавшие задержания пресс-служба ингушского лидера комментировать «Фонтанке» отказалась.
Массовые протесты начались в Ингушетии осенью 2018 года. В октябре противники решения об уточнении границы, которое, по данным ингушской оппозиции, отчуждает в пользу Чечни десятки тысяч гектаров территории, две недели не покидали центр Магаса. Решать вопросы в судах им посоветовали в администрации президента России. Однако решение Конституционного суда Ингушетии о незаконности соглашения между главами соседних республик глава Ингушетии Евкуров исполнять отказался. Конституционный суд России по его запросу не нашёл нарушений в процедуре принятия закона о новой границе с Чечнёй.
Избирком Ингушетии дважды отказал в проведении референдума по вопросу изменения границ. Глава Ингушетии отозвал из парламента новый закон о проведении референдумов в республике.
После задержания лидеров протестов в интервью «Фонтанке» ситуацию прокомментировал глава инициативной группы по проведению референдума об изменении границ Ингушетии Магомед Муцольгов.
После установления новой границы с Ингушетией власти Чечни приступили к уточнению административной границы с Дагестаном.