Илон Маск убедился, что полностью «безжизненные» заводы неэффективны, и публично признал свою ошибку. «Люди недооценены», – написал тогда Маск в своем твиттере и принялся заменять роботов на полуавтоматы.
Такое впечатление, что в Китае внимательно следят за ошибками Маска. По сообщениям South China Morning Post, автозаводы будущего в этой стране будут заполнены не «роботами», а «коботами» (collaborative robots). То есть машинами, умеющими взаимодействовать с человеком.
В качестве примера такого подхода издание приводит завод SIAC-GM в Шанхае, на котором выпускают минивэны Buick и седаны Cadillac для местного рынка. Завод больше похож на съемочную площадку из «Звездных войн»: выкрашенные в зеленый цвет небольшие роботы-манипуляторы ничем не огорожены, в отличие от своих полностью автономных собратьев. Рядом с ними трудятся люди, причем коботы и рабочие активно взаимодействуют, помогая друг другу. «Они даже могут чувствовать», – говорит про коботов Пол Бьютоу, директор по производству GM.
Удачный опыт внедрения коботов на заводе в Шанхае GM собирается распространить и на другие свои предприятия, в частности на завод в городе Орион, где в следующем году стартует производство полностью беспилотных Chevrolet Cruise AV. На этом заводе будут работать 800 роботов, в том числе коботы, способные взаимодействовать с людьми. Они, как и в Шанхае, будут выкрашены в зеленый цвет, чтобы их можно было легко отличить от остальных, которые останутся оранжевыми. По словам инженеров, коботы возьмут на себя «грязную, тяжелую и опасную работу», предоставив человеку принимать решения.
«Критическое мышление — вот что недоступно роботам», – цитирует издание Денниса Уильямса, президента Объединенного профсоюза автомобильной промышленности (UAW), который считает, что люди на автопроизводстве все-таки незаменимы.