Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия Первый раз… в спецкласс?

Первый раз… в спецкласс?

509

Ужас-ужас или печальная неизбежность?

Не так давно в "Фейсбуке" обнародовала свой случай русская мама, чью дочь пытались в середине учебного года перевести в другую школу, в так называемый ”малый класс”, который нередко называют спецклассом. Согласие на это мама не давала, потому что проблем с учебой у ребенка не было. Была эмоциональная чувствительность. Сотрудники школы решили, что мать действует против интересов ребенка. Они пригрозили маме, что обратятся в службу защиты детей, и, действительно, спустя какое-то время обратились…

На этом месте читателю, предвкушающему сагу о преследовании русских мам пресловутой ”ювеналкой”, придется подождать.

Какие ассоциации возникают у нас со словом ”спецкласс” или ”коррекционный класс”? Малоуправляемые дети, облегченная до предела программа, никаких перспектив в будущем… Как эта мрачная картина — кошмар любого родителя — соотносится с финскими реалиями?

Наверное, все согласятся, что у детей бывают проблемы или, мягче, особенности: недостаток концентрации внимания, неумение справиться со своими эмоциями, сложности социализации, расстройства аутического спектра, неврология, речевые нарушения. Учиться в стандартном классе, где 1 учитель на 20 детей, такому школьнику будет очень сложно. Он будет отставать и мешать другим детям. Поэтому он нуждается в особой педагогической поддержке.

Педагогическая поддержка — право, а не приговор

Форматов особой поддержки в Финляндии два. Инклюзивная — когда ребенок учится в обычном классе, но с ним организуют регулярные дополнительные занятия и/или ему уделяется повышенное внимание во время уроков. В более сложных случаях ребенку предлагают малокомплектный (малый) класс: 10 учеников, 3 взрослых, индивидуализированная программа. Такой класс формируют не при каждой школе, поэтому иногда школу приходится менять.

Понятно, что родители — лучшие эксперты по своим детям. Обычно они первыми замечают, когда ”что-то пошло не так”.

Но для получения особой поддержки одного желания родителей недостаточно. Если речь о первокласснике, то педагогом подготовительного класса должен быть составлен педагогический отчет. К нему могут прилагаться заключения специалистов — например, психолога детской консультации и/или логопеда, в каких-то случаях — невропатолога или другого специалиста. Понадобится и официальное согласие родителей. Чтобы его получить, в школе организуют процедуру заслушивания и оформляют соответствующий документ.

Так что финский ”спецкласс” не ”приговор”. В большинстве случаев ребенок обучается по общеобразовательной программе и нередко посещает часть уроков в обычном классе. Если его навыки развиваются настолько, что он может полностью перейти в обычный класс (например, на условиях инклюзии), его после процедуры педагогической оценки туда переводят.

Если ребенку действительно нужна усиленная педагогическая поддержка и повышенное внимание, малый класс — то место, куда нужно стремиться. Здесь ребенок сможет не спеша разобраться вместе с учителем в том, что ему непонятно, отработать в привычном кругу навыки общения, найти свои алгоритмы для усвоения учебного материала.

Сбой системы

Как и любая система, система организации особой педагогической поддержки может дать сбой, столкнувшись с нетипичным случаем.

Например, детский психолог, не найдя подхода к неординарному и любящему внимание ребенку, достаточно настоятельно рекомендует ему в своем заключении малый класс: по его мнению, у ребенка синдром дефицита внимания. Мама будущего первоклассника в ужасе. Почему? До сих пор ее ребенка в детском саду намеренно не выделяли, чтобы он учился быть частью группы. А если он окажется в центре внимания аж трех взрослых, то класс с большой вероятностью превратится в цирк одного актера и — прощай, учеба!..

Бывает, что малый класс ошибочно рекомендуют иноязычному ребенку. Причина — пробелы в знании языка, искажающие результаты тестирования детей в детской консультации и у логопеда. В идеале такой тест должен проводиться с переводчиком или вовсе на родном языке. Однако к услугам переводчика прибегают не все, а лицензированных русскоязычных логопедов практически нет. Да и переводчики не всегда могут найти подход к детям. Из-за этого словарный запас и уровень развития ребенка могут оценить ”по нижней границе” и дать рекомендацию в малый класс ”на всякий пожарный” — а то мало ли, вдруг действительно проблемный ребенок.

Казалось бы, даже если решение о направлении в малый класс и было оформлено ”на всякий пожарный”, ничего страшного в этом нет — оттуда можно со временем перевестись в обычный класс. Но есть нюансы. Один из них — то, что программа обучения, формально общеобразовательная, может быть адаптирована под конкретного ребенка или под общий уровень класса и в какой-то степени упрощена — например, из-за того же знания языка. Из-за этого у ребенка поневоле начнет копиться отставание. Так бывает не всегда, но, к сожалению, бывает. Конечно, такое отставание преодолимо, но это потребует труда.

Что делать?

Как же поступить, если вашему ребенку рекомендуют малый класс, но вы не уверены, что это правильный выбор?

Если вы боитесь, что к ребенку прилипнет ярлык ”не такого”, то напрасно: дети из малых классов на переменах играют со всеми вместе и являются равноправной частью школьного коллектива.

Если кажется, что причиной стали иммигрантские корни и знание языка, стоит обсудить возможность дополнительных занятий как в школе, так и вне ее, подчеркнув важность адаптации в обычных условиях, без подчеркивания отличий.

Если есть ощущение, что уровень развития и/или особенности поведения ребенка были оценены специалистом не вполне правильно, обратитесь за оценкой к педагогу подготовительного класса или к другому специалисту.

Так, мама, не согласившаяся с выводами детского психолога, обсудила вопрос именно с преподавателем ”подготовишки”. Та тоже не поддержала идею малого класса. На основании педагогического отчета ребенку оформили инклюзию. Решение было правильным — ребенок, привыкший к стандартной группе, прекрасно справлялся в обычном классе и привлекал к себе внимание активностью на уроках.

Важно не противопоставлять себя специалистам, а делиться с ними своими наблюдениями, суждениями и ощущениями, не забывая при этом обосновывать и отстаивать свое мнение.

А что же мама, которая не давала согласия на перевод дочери и на которую школа написала заявление в службу защиты детей? Увы, скандал не задался. Служба защиты детей, разобравшись в ситуации, настоятельно порекомендовала школе ребенка в малый класс не переводить. Такая вот ”ювенальная юстиция”.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях