Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Бизнес Автопром сбавит скорость

Автопром сбавит скорость

2 331
Михаил Огнев, архив "Фонтанки"
Источник:

Петербургские автозаводы впервые с 2013 года закончат год ростом, а не падением. Следующий год не обещает рекордов в отечественном автопроме.

По подсчету «Фонтанки», концерны Hyundai, Nissan и Toyota выпустят около 347 тысяч машин, что на 23% больше, чем в прошлом году. Но в следующем году темпы роста резко замедлятся, считают эксперты. А нежелание Минпромторга продлевать компаниям льготы на импорт автокомпонентов создаст компаниям дополнительную головную боль.

Крупнейший игрок, корейский концерн Hyundai, разогнал конвейер на 13%. В общей сложности с него сошло 233,5 тыс. автомобилей. В компании считают, что увеличить выпуск помогли новинки — обновленный Solaris, который начал собираться в 2017 году, а также Creta, к сборке которой предприятие приступило в августе 2016-го.

Рекордсменом по темпам роста стала Toyota. Итоги года компания не подводила, но по итогам 11 месяцев отчиталась о росте на 87% до 61 340 машин. Свои успехи производитель также приписывает запуску новой модели: в 2017 году он начал собирать в Петербурге RAV4. Кроме того, компания на 8% увеличила экспорт. Сейчас за рубеж отправляется 10% произведенных в Северной столице машин.

Nissan не публиковал предварительные итоги. Но, по оценкам «Фонтанки», в 2017 году с его конвейера сойдет около 47 тысяч автомобилей, что на 29% больше, чем годом ранее. На фоне роста продаж компания в октябре 2017 года даже перешла на работу в две смены.

Таким образом, по итогам 2017 года автоконцерны превзойдут показатели 2015 года, когда еще работал завод General Motors. Но планку 2013-го и даже 2014-го пока не взять не смогут.

Планы на 2018 год пока сообщил только Hyundai. Он намерен выпустить более 235 000 автомобилей. Это всего на 0,6% больше, чем в 2017 году. Nissan и Toyota держат планы в тайне. В отличие от Hyundai, который работает на пределе мощностей, им есть куда расти. Однако, по мнению экспертов, сохранить темпы 2017 года не удастся никому. При оптимистичном сценарии объемы выпуска вырастут на 5-10%, при пессимистичном и вовсе останутся на уровне 2017 года, говорит генеральный директор «Auto-Dealer-Спб» Михаил Чаплыгин.

Подтолкнуть производство поможет экспорт, а также производство новых моделей. К последнему средству с бОльшей долей вероятности прибегнут Toyota и Nissan. Тормозить конвейер будет исчерпание эффекта отложенного спроса и сокращение помощи от государства. Так, на поддержку автопрома в 2018 году будет направлено 35 млрд рублей, что почти в два раза меньше, чем в 2017-м.

Дополнительной проблемой для автопроизводителей станет истечение в 2018 году сроков соглашений о промсборке, которые они заключили с Минпромторгом. Договор предполагает, что производители получают скидку на импорт автокомпонентов (5–10% в зависимости от типа запчасти), а взамен обещают достигнуть определенного уровня локализации. Потеря этих привилегий грозит концернам снижением рентабельности или ростом цен на автомобили. Поэтому последние два года они пытались согласовать с правительством продление режима промсборки. Но пока безуспешно.

Вместо этого чиновники предложили им другой механизм поддержки — специнвестконтракты. В отличие от промсборки, они предполагают не снижение цен на импорт комплектующих, а налоговые льготы. В частности, компании могут претендовать на обнуление федеральной части налога на прибыль и снижение региональной части. Условием такого контракта является запуск нового производства, но детали Минпромторг обсуждает с каждым участником рынка отдельно.

Пока о намерении заключить такой контракт сообщила лишь Hyundai. Компания сейчас «очень серьезно рассматривает возможность строительства нового завода по производству двигателей на территории Петербурга», заявил в конце декабря губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко в интервью информагентствам. А вице-губернатор Сергей Мовчан на этой неделе предложил руководству завода создать «двусторонний проектный офис», который займется проработкой условий строительства и углублением локализации автокомпонентов».

Последний пункт, по мнению экспертов, может являться главным камнем преткновения. Одна из причин недовольства производителей механизмов специнвестконтрактов в том, что из-за низкой локализации выпуска мелких автодеталей в России сборка крупных узлов, в том числе двигателей, может оказаться более дорогой, чем их импорт. Выходом может стать поиск поставщиков в других регионах. К примеру, Hyundai изучает возможность выпуска узлов двигателей и коробок передач частности на заводах КамАЗа.

В пресс-службе Hyundai сказали, что пока не приняли окончательного решения о запуске производства двигателей. «Пока все находится на стадии обсуждения», – заявила представитель компании. Ранее сообщалось, что корейский концерн рассматривает возможность сборки двигателей в Калининграде, где у нее есть контрактное производство, а также площадки АвтоВАЗа в Тольятти, Volkswagen в Калуге, либо в Ford Sollers в Алабуге.

В комитете по промышленной политике и инновациям Петербурга ждут окончательного ответа в первом квартале 2018 года. Что касается условий специнвестконтракта, его детали еще пока обсуждаются в Минпромторге, сказал его глава Максим Мейксин.

Toyota и Nissan не комментируют свои планы после истечения соглашений о промсборке. Однако, по мнению экспертов, то, что они последуют примеру Hyundai, пока маловероятно. Появлению новой площадки Nissan в Петербурге будут препятствовать интересы концерна Renault-Nissan, чье основное производство базируется в Тольятти, считает Михаил Чаплыгин. У Toyota пока просто не хватает объемов, чтобы сборка крупных узлов была экономически целесообразной. У Ford Sollers, который владеет заводом во Всеволожске, уже есть производство двигателей — в Алабуге в Татарстане.

Сохранить темпы роста на уровне 2017 года петербургскому автопрому помог бы перезапуск завода Genetal Motors, который американский концерн законсервировал в 2015 году. Найти ему нового хозяина петербургские власти обещают уже второй год. Один из претендентов, концерн BMW в итоге предпочел Северной столице Московскую области. Теперь вся надежда на GM Uzbekistan, которая на 25% принадлежит американскому концерну General Motors, а на 75% – узбекскому автоконцерну «Узавтоcаноат». В октябре компания сообщила, что рассматривает Петербург как один их вариантов локализации в России собственных автомобилей Ravon. Но сама GM пока не хочет расставаться с заводом, который законсервировала в 2015 году. Так что, по словам Михаила Чаплыгина, такое вероятность такого развития событий скорее из разряда чуда.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях