Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финансы Воздадут ли россиянам по доходам (видео)

Воздадут ли россиянам по доходам (видео)

605
Олег Харсеев/Коммерсантъ

Правительство РФ вновь вернулось к идее прогрессивного подоходного налога. Справиться с бюджетным дефицитом в условиях падающей экономики такие меры не помогут, зато ударят по среднему классу, считают экономисты.

О том, что правительство РФ рассматривает возможность введения прогрессивного налога на доходы физических лиц, 21 ноября заявила замглавы правительства РФ Ольга Голодец. «У нас эта мера просчитана, и мы ее сегодня обсуждаем», — отметила она. Глава Минфина Антон Силуанов подтвердил: новая ставка может быть введена после 2018 года. Почему чиновники вспомнили об этой мере именно сейчас и как она отразится на благосостоянии российских граждан, «Фонтанке» рассказали эксперты-экономисты.

Сейчас в России действует так называемая пропорциональная система налогообложения. Все граждане, независимо от величины дохода, платят единую ставку НДФЛ, которая в 2001 году была установлена в размере 13%. В США, Великобритании, Франции и многих других странах ЕС чем больше у человека доход, тем больше он перечисляет государству, зачастую люди с низким уровнем дохода от налогов освобождаются. Такая система называется прогрессивной.

Какая именно модель налогообложения рассматривается сейчас в правительстве, чиновники не уточнили. Однако ранее в ходе Петербургского международного экономического форума Ольга Голодец отмечала, что брать повышенную ставку имеет смысл при доходах более 7–8 млн рублей в год. Это, по мнению вице-премьера, могло бы решить проблемы доступности медицины и образования для бедного населения, а также пополнить бюджет.

Задуматься об изменении модели налогообложения правительство заставило ухудшение экономической ситуации.

«У нас две проблемы — дефицит бюджета, который растет непрерывно, и экономический спад. Чиновники могут говорить, что он закончился, но суть не меняется», – заявил в эфире интернет-канала «Фонтанка.Офис» президент компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин. Впрочем, по его мнению, данные высказывания являются «не утечкой в рамках утвержденной концепции, а истерическим причитанием, где бы взять копеечку, чтобы заткнуть дырочку в бюджете».

Напомним, дефицит бюджета РФ в 2016 году, запланированный Минфином, составит 3,7% (в 2015 году – 2,6%). По данным Росстата, экономика России по итогам трех кварталов 2016 года упала на 0,7%. Вернуться в росту в 1% Минэкономразвитие обещало в 2017 году.

Тем временем реальные доходы россиян продолжают падать. В третьем квартале они снизились на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года – это рекордное падение с 1999 года, подсчитал Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.

В 2015 году, по подсчету Росстата, заработок ниже прожиточного минимума (9701 рубль) получали менее 10% населения. Аналитики Всемирного Банка оценили уровень бедности в 13,4%, отметив, что из-за инфляционного шока после девальвации и рецессии за год он повысился сразу на 2,2 п.п.

Единого мнения по поводу того, принесет ли введение прогрессивного налогообложения реальную пользу россиянам и экономике страны в целом, у чиновников нет. Голодец считает, что такая мера станет одним из шагов для преодоления бедности. А Силуанов высказал опасения, что изменение порядка взимания налогов с физлиц приведет к уходу в тень заработных плат — поскольку эти отчисления делает работодатель.

Предложения вице-премьера не лишены резона, считает депутат петербургского ЗакСа экономист Оксана Дмитриева. По ее словам, хотя ставка НДФЛ едина для всех, с учетом прочих отчислений, которые платятся с заработной платы во внебюджетные фонды, фактически налогообложение физических лиц в России является не пропорциональным, а регрессивным.

«Сейчас тот, кто получает до 65 тысяч рублей в месяц, платит 30 копеек с каждого рубля. Сверх 65 тысяч рублей – только 15 копеек», – пояснила она. А вот вознаграждение от деятельности в совете директоров или же доход от сделок на рынках ценных бумаг облагаются только НДФЛ, а взносы во внебюджетные фонды с них не платятся.

Сегодня в РФ при зарплате до 65 тысяч в месяц отчисления составляют:

Пенсионный фонд — 22%

Фонд социального страхования — 2,9%

Территориальный фонд медстрахования — 5,1%

страхование от несчастных случаев – от 1 до 4%

На доход, полученный свыше установленного предела:

Пенсионный фонд — 10%

ФСС и ФФОМС – не начисляется

страхование от несчастных случаев от 1 до 4%

По оценке Дмитриевой, повышенную ставку имеет смысл вводить при заработке 200 – 250 тысяч рублей в месяц, а вот тех, кто получает минимальный доход, от НДФЛ вообще освободить. «Тогда будем облагать 1 – 1,5% населения, на которых приходится 30 – 40% совокупных доходов физических лиц», – пояснила она. Это позволит компенсировать бюджету выпадение поступлений от самых бедных.

Прогрессивное подоходное налогообложение – абсолютная норма для всего цивилизованного мира, подчеркнул в эфире [Фонтанке.Офис] экономист и бывший замглавы Счетной палаты Юрий Болдырев. Однако смысл этой модели не в том, чтобы увеличить доходы бюджета, а в том, чтобы стимулировать инвестировать сверхприбыли в развитие. Запускать такой механизм имеет смысл в «тучные годы», а вот во время экономического спада есть риск, что подобный механизм будут использовать, чтобы увеличить налоговое бремя людей со средним доходом, как это было в 1990-е годы.

Такой подход не улучшит благосостояние россиян, считает финансовый аналитик группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин. «В РФ налоговым агентом является работодатель. Если НДФЛ для небольших зарплат будет снижен или отменен, то сами зарплаты не вырастут. Просто работодатель будет меньше тратить на налоги «для бедных», компенсируя этим рост налогов «на богатых», – пояснил он. Зато возможно резкое увеличение доли «серых» зарплат. «Более того, учитывая дефицит бюджета, правительство, скорее всего, еще и повысит среднюю ставку налога в рамках данной реформы», – подчеркивает он.

Прогрессивный налог не поддерживают и работодатели. «Налогоплательщик в России обычно не знает, что он платит налог в размере не 13%, а 43 – 47%. 30 – 34% налога за него платит предприятие (ПФР – 22%, ФСС — 2,9%, ТФОМС — 5,1%, страхование от несчастных случаев – от 1 до 4%)», – говорит Семен Савченко, генеральный директор сети медицинских центров «Рэмси Диагностика». И увеличение ставки ухудшит мотивацию квалифицированных сотрудников. «Если все большая часть доходов изымается через налоги, то мотивация зарабатывать больше снижается», – отмечает он.

Однако, если ставку налога повысят только для сверхбогатых, они могут попросту уйти в другие юрисдикции, считает Михаил Хазин. К примеру, миллиардер Алишер Усманов недавно перестал быть налоговым резидентом РФ, так как большую часть года провел за границей. Прогрессивное налогообложение людей со средним и выше среднего дохода тоже может оказаться неэффективным. «В период экономического спада нельзя налоги повышать. Когда подняли малому бизнесу — он как не платил, так не платит, только уменьшилось количество самих предприятий», — пояснил он.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях