Финляндию охватила страсть к кладоискательству. Сегодня около 4000 финнов активно ищут сокровища. Их поиски не напрасны.
Жители Финляндии стали гораздо чаще методично прочесывать леса и поля и погружаться в морские пучины. Их поиски вполне обоснованны — образованию бесхозных сокровищ и кладов способствовала на протяжении многих веков интереснейшая традиция, имя которой «береговое право». По сравнению с 2010 годом ценных находок стало в десятки раз больше.
Житель побережья всегда находил применение тому, что выбрасывало на берег море. Люди всегда стремились поживиться тем, что буквально само плыло в руки. Так было повсеместно — и еще античные авторы писали о варварском обычае считать, что всё, что выбрасывает море, принадлежит жителям побережья, включая спасшихся мореходов. Они попадали в рабство или продавались как невольники, либо становились заложниками, в ожидании выкупа.
Уже в Древнем Риме делались попытки отыскать какой-то цивилизованный компромисс между правами нашедших и потерпевших, тогда и появился сам термин Jus Litoris – «береговое право». Особо подчёркивали римляне недопустимость обманом заманивать моряков в ловушки — на скалы или отмели, чтобы обречь несчастных и их суда на гибель.
Однако разрушение Римской империи вновь погрузило Европу в мрак беззакония почти на шесть веков. И в то время, когда Византия еще худо-бедно сохраняла достижения античной юриспруденции, в Западной и Северной Европе царила полная анархия.
Время грабежа
Конец первого тысячелетия по Рождеству Христову, то есть нашей эры, ознаменовался в Европе наступлением стабильного климатического потепления. В Англии делали вино из местного винограда, юг Финляндии, не говоря уж о восточных берегах Балтики, в то время зарос дубравами, прекрасно возделывались зерновые культуры. Викинги основали поселения в Исландии и Гренландии. Расцветали и богатели новгородские земли.
По Балтике ходило всё больше судов, и, разумеется, процветал береговой бандитизм — когда суда садились на мель, их окружали местные жители и споро брали на абордаж. Ну а если судно разваливалось на части так сказать от естественных причин, то это воспринималось как милость Божья.
Поэтому уже в 1097 году документы Латеранского собора признавали недопустимым захват спасённых от гибели в море предметов, и виновные в этом деянии подлежали отлучению от церкви. В 1202 году появился указ о том, что надлежит возвращать имущество потерпевшим кораблекрушение, что, однако, не исполнялось.
Тем не менее — дискуссия о вредоносности «берегового права», или как это звучит по-немецки Strandrecht, стала возникать всё чаще. Судовладельцы со всеми основаниями считали, что оно препятствует развитию торговли. Если с обычными пиратами ещё можно было справиться, идя в составе большого каравана, то с береговыми грабежами потерпевших крушение судов бороться не было никакой возможности, кроме как организовать морское патрулирование близ портов и наладить безопасное плавание в прибрежных водах.
Продолжение материала читайте на "Фонтанке.fi".