Единственная допущенная до участия на Олимпиаде в Рио российская легкоатлетка Дарья Клишина едва не лишилась вновь этого права. В течение нескольких часов ее успели дисквалифицировать и допустить обратно. Эксперты «Фонтанки» помогли ответить на вопрос, что это было и ждать ли чего-то подобного снова.
Накануне, 15 августа, комиссия Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) по борьбе с допингом отстранила от участия на Олимпиаде прыгунью в длину Дарью Клишину. Хотя около месяца назад эта же самая комиссия и выдала Дарье эксклюзивный допуск в Рио, единственной из всех наших легкоатлетов. Причин было три: продолжительное проживание за пределами России (три последних года она живет и тренируется в США), регулярное прохождение допинг-тестов вне российской системы и доказанная непричастность к этой самой системе.
В связи с этим Клишина спокойно прибыла к началу Олимпиады и все это время готовилась к своему выступлению. Однако, как оказалось, еще в первых числах августа к ней возникли новые вопросы. Антидопинговая комиссия запросила у WADA данные по Клишиной. Внезапно оказалось, что в одной из ее допинг-проб якобы нашли ДНК другого человека, а на колпачке с анализом заметили таинственные царапины, предположительно оставленные при незаконном вскрытии контейнера. Однако не прошло и суток, как Клишину допустили до Олимпиады в Рио вновь. «Фонтанка» выяснила у экспертов, что это было.
– Для начала надо понять, что Клишиной запрещали выступать на Олимпиаде и разрешали разные структуры, – объясняет по телефону бывший президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев. – Запрещала IAAF, которая, к слову, ранее сама выдала ей разрешение, вновь разрешал — Спортивный арбитражный суд в Лозане (CAS), который работает в выездном режиме на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Думаю, что за этим стоят и политические мотивы, и юридические. Мне с самого начала допуск Клишиной и недопуск Исинбаевой казались абсурдом. Потому что невозможно принимать такие решения по географическому принципу. Это нонсенс.
По мнению Балахничева, повторно отстранив Клишину, IAAF попыталось обезопасить себя в будущем от массовых гражданских исков со стороны недопущенных российских спортсменов по принципу "почему ей можно, а нам нельзя". Однако на пути Международной федерации легкой атлетики встал CAS, ранее уже создавший прецедент с российской пловчихой Юлией Ефимовой.
– К сожалению, проблемы с выступлением Дарьи не закончились, – предупреждает Балахничев. – Ей предстоит еще пройти сито допуска через комиссию МОК. Хотя думаю, что процентов на 75 ее допустят, вряд ли комиссия пойдет против решения CAS. Тут все очень запутанно, потому что, когда принимаются политические решения, всегда все лучше запутать.
Адвокат по спортивному и патентному праву Александр Чеботарев видит в ситуации с Клишиной положительный опыт для дальнейших судебных баталий российских спортсменов. По его словам, с его помощью можно будет попробовать отбить паралимпийскую сборную России, которую дисквалифицировали в полном составе, и вообще держать про запас.
– Я одно тут могу сказать: я очень рад, что в случае с Клишиной юриспруденция победила политику, – воодушевленно говорит Чеботарев. – Такое бывает очень и очень редко. С точки зрения процедуры забора крови, как она регламентирована документами WADA, когда спортсмен пробу сдал, запечатал ее по банкам «А» и «Б» и передал эти банки инспектору допинг-контроля, он уже никаким образом не может повлиять на эту пробу. А сдавал он эту пробу в присутствии инспектора допинг-контроля. Не было замечания в протоколе о том, что спортсмен сдавал пробу и что-то там подлил? Не было такого. Как в пробе Клишиной оказалась моча другого человека, этот вопрос надо уже задавать WADA, потому что это их инспекторы были на месте. Вот и все. То, что говорят про какие-то там царапины на крышках, — никто и никогда не докажет, что у спортсмена есть какая-то машина, способная вскрыть пробу. Такого нет вообще нигде. При чем тут Клишина? Если Родченков говорит, что это он менял пробы, так с него и спрашивайте. Я все-таки думаю, что поэтому Клишину и оправдали. Это настоящий прорыв.
Ситуацию с Клишиной «Фонтанка» попросила прокомментировать серебряную призерку Олимпиады в Рио велогонщицу Ольгу Забелинскую, которая была в похожей ситуации. Напомним, незадолго до начала Игр ее дисквалифицировали за случай положительной допинг-пробы двухлетней давности, в котором ее почти сразу полностью оправдали. В последний момент, буквально в день начала Олимпиады, все-таки допустили до соревнований. К слову, Забелинская оказалась не в курсе последних событий. Несколько дней назад она вернулась из Рио домой и теперь старается абстрагироваться от всего происходящего. Услышав всю историю Клишиной, Ольга не смогла удержаться от саркастичного смеха.
– Это просто цирк какой-то, я в шоке, честно говоря, – заявила Забелинская отдышавшись. – Я сама прошла через похожую ситуацию, понимаю состояние Дарьи. Когда ты уже находишься на Олимпиаде и тебе говорят, что в твоей пробе какие-то проблемы, — это большой стресс. Это нож в спину. Если она сумеет собраться и выступить, она — большой молодец.
На вопрос «Фонтанки», ощущают ли российские спортсмены в Рио давление со стороны зарубежной прессы, чиновников и болельщиков, велогонщица, однако, ответила отрицательно.
– Все что было — непонятное состояние до 5-го числа, когда МОК отменил статью о двойном наказании, – сказала она. – Все остальное было спокойно. В самой олимпийской деревне тоже все было нормально. Никакого прессинга там нет, все спокойно ходят и тренируются. Хотя, может быть, так только у нас, велосипедистов. У всех же людей психика разная. Кто-то, может быть, в запой уйдет, кто-то, наоборот, воспрянет духом.
Да я особо нигде больше и не ходила никуда. Велоспорт – это все-таки уличная дисциплина. Мы не сидим на стадионе, сели на велосипед и уехали. На финише, наоборот, кричали: «Россия, давай!» В основном там были местные жители. В общем, я никакого особого негатива не ощутила.
Однако дело, видимо, действительно в отношении к происходящим вокруг тебя событиям. Например, тренер сборной России по велоспорту Александр Кузнецов, также побывавший в олимпийском Рио, но уже вернувшийся в Петербург, отвечает не задумываясь: давление на российских спортсменов в Рио есть.
– Конечно, то, что происходит с Клишиной, — вещь недопустимая, – медленно отвечает Кузнецов, тщательно подбирая слова. – Когда ее уже допустили и она приехала, ее начинают мордовать уже непосредственно перед стартом. Эту Олимпиаду Россия проходит в повешенных на нее кандалах, и проходит, считаю, достойно. Совершенно очевидно, что не с этой Олимпиады это давление началось и не этой Олимпиадой оно закончится. И допинг тут совершенно ни при чем, его у нас не больше, чем у наших соперников. Конечно, давление присутствует, но это всегда имеет две стороны. Я видел Ефимову за несколько дней до начала Олимпиады, она ходила уставшая, опустошенная. Ну вот потом ее допустили, она воспряла и прекрасно себя показала (Ефимова выиграла две серебряные медали. — Прим. ред.). Сейчас нам надо заранее настроиться, что после Олимпиады все это не закончится, но из этой ситуации мы все должны выйти только крепче.
Однако бывший президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев считает, что еще в Рио провокации в отношении российских спортсменов могут продолжиться. «Олимпийские игры вышли за пределы правового поля спортивных законов», – ставит диагноз экс-чиновник.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»