Смольный решил навести порядок в сфере городского такси и озаботился цветом автомобилей, предложив ввести единый белый цвет для всех машин. «Фонтанка» решила разобраться, зачем это нужно городу и нужно ли это таксомоторным компаниям.
Комитет по транспорту Петербурга опубликовал проект закона о городском такси, согласно которому с 1 сентября 2017 года все автомобили, перевозящие пассажиров, должны быть окрашены в белый цвет. Подготовленный и одобренный комитетом законопроект теперь предложат Георгию Полтавченко для внесения в ЗакС.
«В целях обеспечения безопасности пассажиров и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам покрытие наружной поверхности кузова должно иметь белую цветовую гамму», – говорится в законопроекте.
В пояснительной записке о причинах выбора пресловутой цветовой гаммы не сказано. За разъяснениями «Фонтанка» обратилась в комитет по транспорту.
«Белый цвет был выбран, чтобы машину легче было идентифицировать в потоке других транспортных средств. Этот цвет яркий и в то же время не ассоциируется ни с каким конкретным брендом службы такси», – пояснили в Смольном.
Правда, каким образом белый цвет будет способствовать безопасности пассажиров, выяснить не удалось.
Идея чиновников не революционна: ещё в ноябре 2015 года Смольный разработал поправки, согласно которым такси эконом-класса следует перекрасить в белый цвет, а автомобили бизнес-класса — в чёрный. В таком виде поправки до парламента так и не дошли. Видимо, от столь очевидного проявления классового неравенства в комитете отказались, и в новый текст законопроекта попал только пункт о белом цвете.
Белый — исторически сложившийся в городе цвет для перевозок, уверен директор по развитию группы компаний «Петербургское такси 068» Виктор Соловьев. «В принципе, если вы заметили, в Петербурге все такси изначально были белые, – отметил Соловьёв. – Все жёлтые — это московские компании, которые вошли на питерский рынок. Поэтому нам ничего менять и не нужно».
Действительно, у многих петербургских компаний машины окрашены в основном в белый цвет — в частности у «7000000» и «Такси 777». Тем не менее значительную долю рынка занимают компании, для которых расцветка стала частью фирменного стиля. К примеру, автомобили «Такси 6000000» традиционно окрашены красным, «Жёлтое такси» – соответственно, жёлтым, а «Женское» — розовым. Не стоит забывать и о перевозчиках премиум-класса с традиционно чёрными машинами.
По словам Виктора Соловьёва, в идее установить единый цвет нет ничего плохого. «На самом деле я рад этому проекту. С точки зрения отличия от Москвы, это неплохо. Белый цвет у производителей дешевле — можно сэкономить от 5 до 20 тысяч от стоимости. К сожалению, город не компенсирует нам затраты на приобретение автомобилей, как это делается в Москве — там возмещается до 15%. Например, в этом году выделено 100 млн на помощь компаниям. А у нас денег нет, поэтому оптимизация расходов только приветствуется», – добавил Соловьёв.
Другие компании настороженно отнеслись к идее комитета по транспорту. Совладелец «Такси 6000000» Алексей Эвентов назвал идею чиновников глупостью.
«Оценивать в этой идее, грубо говоря, нечего. Я не понимаю, как это отразится на монетизации бизнеса. С какой целью надо перекрашивать машины? Если городу вообще нужно такси, то надо подумать прежде всего о том, что это вообще такое. Машина белого цвета — это не признак такси, будь она хоть серо-буро-малиновая. Если это очередная показуха, то я не удивлён», – сказал Эвентов в беседе с корреспондентом «Фонтанки».
Остаётся также не совсем понятным, придётся ли компаниям в спешке перекрашивать все машины в белый цвет после принятия закона, или же эта норма будет касаться новых разрешений. К слову, в Москве аналогичный закон относительно жёлтого цвета заработал в 2013 году, и окраской кузова должны были озаботиться только владельцы лицензий, выданных после вступления нормы в силу.
По данным комитета по транспорту, сейчас в Петербурге действует 35 675 разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси. Полная покраска автомобиля стоит на рынке в среднем от 40 тыс. до 100 тыс. рублей.
В комитете по транспорту «Фонтанке» не прояснили этот момент, сообщив лишь, что пока об этих деталях говорить рано. В случае принятия закона в нынешнем виде пункт о белом цвете вступит в действие 1 сентября 2017 года.
Глава некоммерческого партнерства «Петербургское такси» Александр Холодов рассказал «Фонтанке», что у законопроекта Смольного есть шансы не дойти до стадии воплощения.
Связано это в первую очередь с обсуждением в Госдуме законопроекта, подразумевающего не менее трех цветов для раскраски такси. Также в федеральном органе не исключают возможности и вовсе запретить регионам устанавливать подобный регламент. «Если Дума начнёт работать более активно, чем наши законодатели, то к тому моменту, когда у нас начнут что-то принимать, эта идея будет уже неактуальна», – отметил Холодов.
В петербургском ЗакСе к инициативе комитета по транспорту также относятся неоднозначно, считает Холодов. Законопроект нецелесообразен и с экономической точки зрения, поскольку возросшие траты на перекраску автомобилей в итоге скажутся на ценах.
«Когда в Москве ввели желтый цвет, они еще и дали на это субсидию. Покраска машины стоит в среднем 100 тысяч, а владелец небольшого автопарка в 100 машин должен будет заплатить 10 миллионов, чтобы соответствовать новым требованиям. Зачем эти траты? Понятно, что эти деньги в итоге лягут на карман потребителя», – уверен эксперт.
По словам Холодова, крупные игроки смогут обойти этот закон с помощью цветной пленки или же закона о рекламе, который позволяет использовать в расцветке кузова любой фон.
«Закон теоретически может ударить по тем, кто не найдет возможности схитрить, — это серый рынок. Не те, кто постоянно занимается развозками, а например, те, кто на своей машине легально получил разрешение. Теперь их будут заставлять приобретать белые машины? Но люди устраиваются туда не в лучших жизненных ситуациях. И водитель уйдёт перекрашивать автомобиль? Нет, он уйдет в черный сектор, не будет платить налогов и будет работать через диспетчерские службы, через американскую Uber», – убеждён Холодов.
Особенное недоумение вызвала формулировка, согласно которой выбор белого цвета продиктован соображениями безопасности, отметил Холодов: «Есть какой-то глупый рейтинг, по которому салатовые машины попадают в аварии меньше всего. Давайте в салатовый перекрасим?»
Александр Пелевин, для «Фонтанки.ру»