Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
ЖКХ Город Общество Сосули "Сорвем капремонт – меня повесят"

"Сорвем капремонт – меня повесят"

1 446
Trend/Денис Вышинский/ДП

Почему замену крыш в старом фонде Петербурга опять не завершили летом, повысят ли плату за капремонт и освободят ли от нее жителей новых домов - об этом в интервью "Фонтанки" с новым главой фонда капремонта Денисом Шабуровым.

– Даже те, кто работает в системе ЖКХ Петербурга, знают про вас только одно – что вы очень давно трудитесь в жилищном комитете. Расскажите, кто теперь отвечает за расходование миллиардов, выделяемых на капремонт?

– Я служил в правоохранительных органах. Все подробности раскрывать не буду, но скажу, что работал в Следственном управлении МВД по Северо-Западному федеральному округу, занимался преступлениями в финансово-кредитной сфере.

– Жуликов от ЖКХ не ловили?

– Нет, не ловил. Я там занимался незаконным оборотом камней и драгметаллов, было несколько дел по финансовым пирамидам. В 2004 году уволился в звании капитана и пришел в жилищный комитет на должность специалиста первой категории.
На работу меня принимала нынешняя глава Центрального района Мария Дмитриевна Щербакова. Причем поздоровалась со мной за руку, что тогда было нехарактерно. Спросила, готов ли я пойти на улицу и лично убирать город от снега, если будут обильные снегопады. Я сказал, что готов.
Сначала я трудился в отделе по работе с объединениями собственников жилья, потом его возглавил, потом стал заместителем председателя, потом первым заместителем. В итоге проработал в жилищном комитете более одиннадцати лет.

– А почему вы ушли в фонд капремонта?

– Мне было сделано предложение принять участие в конкурсе, через который, напомню, и выбирали директора фонда.

– Говорят, занять этот пост, а точнее – принять участие в конкурсе, вас попросил глава комитета Валерий Шиян.

– Скажем так: этот вопрос обсуждался. Руководитель фонда должен быть глубоко интегрирован в систему ЖКХ Петербурга, лично знать тех, кто работает в районах, чтобы быстро решать ежедневно возникающие вопросы. Капремонтом я в комитете занимался – отвечал за сотрудничество с Фондом содействия реформированию ЖКХ. Начислениями квартплаты – тоже. Все работы нужно согласовывать с собственниками, а это протоколы общих собраний. Это тоже было на мне. В общем, взвесив все "за" и "против", решил, что могу претендовать на эту должность.

Повышение платы

- Нас ждет повышение платы с 1 января? В Петербурге ведь действуют самые минимальные ставки.

– Федералы раньше постоянно критиковали нас за это, называли популистами. А ведь мы изначально прогнозировали то, что сейчас происходит в Москве с ее 15 рублями.

Во-первых, они не дифференцировали платеж. У нас, как вы знаете, с 1 января действуют несколько ставок – от 2 до 3 рублей, в зависимости от типа дома.

Во-вторых, в Петербурге есть большая категория льготников, за которых должен платить бюджет. Их насчитывается около 1 млн человек. То есть чем выше плата за капитальный ремонт, тем больше затраты бюджета на меры социальной поддержки малоимущим.
Понимаете, сейчас система капремонта только запускается. Она как ребенок: есть руки, ноги, голова, но, чтобы стать взрослым человеком, нужно время. Так и здесь. Пока мы не отладим всю систему, неправильно резко и скачкообразно повышать плату. А на отладку может уйти несколько лет. В других странах она формировалась десятилетиями.

- А где есть похожая система?

– Мы во многом копировали немецкую систему Bausparkasse – строительных сберегательных банков. Но есть несколько важных отличий. Во-первых, Bausparkasse – дело добровольное для собственников помещений. Во-вторых, уровень инфляции. В Германии она не превышает нескольких десятых долей процента, а у нас только за этот год уже официально достигла 10%, в 2014 году составила 13%. Таким образом, падает реальная покупательная способность собранных денег. Поэтому увеличивать взнос пока нет смысла, так как это повышение все равно будет нивелировано инфляцией.
Платы от 2 до 3 рублей – пока достаточно. Единственное, о чем стоит подумать, это незначительно увеличить взнос для домов-памятников. Потому что предельные затраты по ремонту таких домов выше, нежели "хрущевки" или "панельки".

- А какая у нас сейчас собираемость?

– Одна из самых высоких по стране – 82%. Я думаю, ключевую роль здесь играет тот факт, что у нас установлены невысокие ставки.

– Многих возмущает, что взносы установлены даже для новых домов, ремонт которых будет через несколько десятков лет. Не считаете ли вы, что новостройки нужно освободить от платы? Например, на пять лет, пока действует гарантия застройщика.

– Вообще-то, уже есть легальный способ отказаться от участия в этом общем "котле". Собственники должны собраться и принять решение о том, что их деньги будут аккумулироваться на специальном счете, подконтрольном только им самим. То есть могут тратить деньги, когда захотят, по любым расценкам. Недавно законодатель внес изменения, и теперь его могут открывать как ТСЖ и ЖСК, так и управляющие компании. То есть способ управления может быть любой.


Кроме того, теперь от уплаты взносов могут освобождаться дома, которые были введены в эксплуатацию после принятия региональной адресной программы. У нас она была принята в 2014 году. Освобождение устанавливается на срок до пяти лет.


Еще один важный момент: существует большое количество новых многоквартирных домов, которым уже требуется тот или иной вид капитального ремонта. Просто у нас часто строительные работы изначально производятся с нарушением технологии.

– Например?

– Например, допускаются ошибки при строительстве котельной при доме: не делается химводоподготовка, и за несколько лет вся система отопления забивается так, что трубы нужно менять. Есть жалобы, что осыпается плитка на фасадах.


А теперь давайте представим, что мы законодательно исключим новые дома из системы капремонта, освободим граждан от платежей. Туда придет жилищная инспекция, признает какие-то элементы аварийными. А мы скажем: "Извините, ребята, закон запрещает нам проводить ремонт подождите еще лет десять".

– Хорошо, а если дом нормально построен, но уже включен в программу? Вот вы говорите – принять решение о создании спецсчета. У нас собрать кворум на общем собрании очень сложно, никто не ходит!

– Ну, у нас с 2016 года в рамках государственной информационной системы "ЖКХ" должна появиться возможность электронного голосования. Так что ходить на них будет не обязательно. Нужно будет только получить уникальные логин и пароль. Благодаря этому общие собрания уже меньше будут напоминать фильм "Гараж" Эльдара Рязанова.


Теперь также есть такое понятие, как "очно-заочное собрание". Раньше как было? Созвали очное, пришло десять человек, не состоялось. Объявили заочное. Сейчас те, кто пришел на очное, голосуют, а потом оставшиеся граждане делают свой выбор заочно. То есть это все одно собрание, а не два разных.

– В настоящее время в Госдуме рассматривается еще один законопроект – о том, чтобы граждане начинали платить за капремонт после его проведения, а не до. Внесла его фракция КПРФ.

– Это еще одна злободневная тема. Объясню, почему, например, я против такой постановки вопроса. В шахматах есть термин – "потеря темпа". Это означает, что на определенном этапе игрок не успевает развить фигуры, а в итоге теряет позицию. Если мы сейчас пойдем по пути подобных заявлений, то в течение двух-трех или даже пяти лет ничего страшного не случится. Система имеет определенный запас прочности, ничего катастрофического не случится.


Но если мы не будем привлекать деньги граждан уже сейчас в виде софинансирования, то мы сможем ремонтировать меньше домов, чем сейчас необходимо. Произойдет та самая потеря темпа, о которой я говорил. Догонять ушедший поезд уже придется нашим детям.

– А как эта система организована в Германии? Вы сказали, что там платежи добровольные. А если не платишь?

– Там немного другая психология. Все немцы понимают, что капитальный ремонт домов – это обязанность собственников. Просто есть варианты: либо сразу собрать нужно сумму, либо воспользоваться той самой системой сберегательных касс и вносить деньги поэтапно.


У нас есть идеалистическое представление о том, что на Западе можно делать все, что хочешь. Это не так! Например, в той же Германии каждый собственник отвечает за свою придомовую территорию. Ее нужно убирать от снега. А если не сделаешь этого, то заплатишь штраф.
Такие же предписания выдаются относительно состояния дома. Там есть свой аналог жилищной инспекции. И ее не будет интересовать, сразу ты соберешь деньги на ремонт или поэтапно.

– А государство там не ремонтирует?

– Только те дома, которые на 100% находятся в собственности муниципалитета. Причем сразу проводится комплексный капитальный ремонт, то есть жителей расселяют, а меняются все системы и элементы – инженерные сети, лифты, кровля и так далее.

Неосвоенный миллиард

– Вот вы говорите про потерю темпа. Но зачем фонду собирать деньги граждан, если он даже не может освоить бюджетные деньги?! В этом году Смольный дает на капремонт 7 млрд рублей, из них заключено контрактов с подрядчиками только на 5 млрд, насколько я знаю.

– На 5,4 млрд, если быть точнее.

– Почему так получилось? Получается, что они останутся неосвоенными?

– Объясню. Во-первых, часть денег предназначены для ТСЖ и ЖСК, члены которых решили платить деньги на специальный счет. Им тоже дается субсидия на проведения ремонта. Во-вторых, у нас основанием для выполнения работ является краткосрочный план капремонта на текущий год. Бюджет был сверстан в конце 2014 года. В него было заложено 7 млрд. План ремонта был принят в начале 2015 года. Перед проведением торгов сметная стоимость корректировалась. Выходили проектировщики на объекты, уточняли количество погонных метров и другие аспекты. В итоге контракты заключили на 5,4 млрд. Плюс подрядчики снижали цену в ходе торгов.

– А что будут делать с оставшимися деньгами?

– Вот-вот должны утвердить актуализированную программу капремонта на этот год, после чего проведем торги. Но это будут работы, на которые не влияют погодные условия. Например, ремонт лифтов или внутренних инженерных системы.

– Выбор подрядчиков займет около месяца. Получается, на окончание работ останутся три месяца. Хватит ли?

– Да, вполне.

– А на следующий год заложена еще большая сумма?

– Да, 7,2 млрд рублей из бюджета, плюс 2 млрд собранных от граждан. В целом более 9 млрд рублей.

– В этом году торги по кровлям были сорваны: подрядчики первоначально не стали заявляться, так как посчитали сметы заниженными. Сметы пришлось переделывать, время было потеряно. Когда планируется объявить торги на следующий год, чтобы вновь не наступить на эти грабли?

– Сначала жилищный комитет должен принять краткосрочный план, без него мы не вправе запускать конкурсные процедуры. Насколько я знаю, его обещают принять до конца года. Мы со своей стороны тянуть не будем, объявим торги в январе. Тогда в марте уже можно будет начать работы, чтобы опять не гнаться за уходящим поездом.

– А что со сметами? Рубль опять подешевел.

– Для того, чтобы не допустить этого, нужно повысить предельные расценки. Соответствующее постановление правительства принято. Плюс мы сократим количество объектов в лоте, чтобы могли прийти компании средней руки.

Плач Ярославны

– Как вы оцениваете текущую ремонтную кампанию? Какой процент от запланированных работ удастся выполнить?

– Темп набран неплохой. Всего у нас 2284 объекта. Речь идет о видах ремонта, а не о количестве домов: в некоторых зданиях производятся сразу несколько работ. В работу подрядчиками переданы 2208 объектов. По оставшимся еще проводятся торги, но это ремонт, который не зависит от сезона.
Мы постараемся, чтобы ремонтная программа была выполнена не менее, чем на 90%.

– А как ситуация с крышами? Их ремонт как раз зависит от погоды...

– Всего у нас запланирован ремонт 326 кровель. На 100% готовы около 40 крыш, средняя готовность остальных составляет более 40%.

– А когда планируется закончить все крыши? Скоро бабье лето уйдет, начнутся дожди.

– Мы все ориентируем на 15 сентября. Естественно, будут кровли, которые подрядчики не успеют сдать к этому сроку.

– А есть проблемные подрядчики, занятые на ремонте кровель?

– Даже нерадивый подрядчик работает неоднородно: по ряду объектов у него высокий процент исполнения, а по ряду – еще конь не валялся. Сейчас к проблемным мы относим "Экопром", у которого контракт примерно на 30 кровель. Это пять районов города: Курортный, Калининский, Кировский, Московский, Колпинский.


Это пример подрядчика, который не рассчитал свои силы: замахнулся на большой объем, а потом выяснилось, что не может быстро и качественно выполнять работы. Но вообще важно понимать, что не может быть такой ситуации, чтобы подрядчик был в восторге от заказчика, и наоборот. Подрядчика нужно всегда держать в ежовых рукавицах. Если этого не делать, то он будет валять дурака, пытаться хитрить, обмануть и не выполнить какие-то скрытые работы.

– "Экопром" – не единственный проблемный подрядчик. Свои работ сорвал также "ГрантСтрой".

– Да, они выиграли конкурсы на ремонт систем отопления и электроснабжения. Всего около 86 домов, более 100 видов работ. Мы оставим им около 40 объектов – в основном это отопление. То, что они уже начали, должны завершить. По остальным мы вручили уведомление о возврате авансов.


То, что мы забираем у них, – это в основном электрика. А ее можно ремонтировать круглогодично. Расторгать контракты на ремонт центрального отопления нельзя: мы не успеем найти нового подрядчика до начала зимы. Если сорвем капремонт – меня просто выгонят и повесят у здания фонда. Или на площади Островского у жилищного комитета.

– "ГрантСтрой", в принципе, не новая компания. Она выполняла работы для федеральных ведомств. Почему вдруг они сорвали работы?

– Это у них нужно спрашивать. Мы объекты передали им в июне, а нормально работать они стали только в августе, когда получили нагоняй.

– Но связаны ли эти проблемы с кризисом? Жалуются ли другие компании, что им не хватает денег, просят ли авансы постоянно?

– Жалуются, но это плач Ярославны.

– Так это ежегодный плач, или он связан с текущей экономической ситуацией?

– Возможно, экономическая ситуация тоже влияет. Но нужно понимать, что все подрядчики, выходя на объекты, должны были адекватно оценивать, хватит ли им оборотных средств и собственных работников. Просто некоторые понадеялись проскочить на авось. Не получилось, а мы теперь с этим разбираемся.

Беседовал Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях