Независимо от специфики работы, на грузовиках сельхозпроизводителей должны устанавливаться тахографы. К такому выводу пришел Верховный суд России.
Действующее законодательство предусматривает, что специальные средства фиксации скорости и маршрута движения транспортных средств, а также режима труда и отдыха водителей (тахографы), должны использоваться на всех грузовиках максимальной массой свыше 3,5 тонны (категории N2N3) и автобусах вместимостью от восьми пассажиров (M2 – M3). Исключение сделано для строительных (автобетоносмесителей, автокранов и прочих) и коммунальных автомобилей, спецтранспорта (скорой помощи, медицинских комплексов, пожарных, инкассаторских броневиков), автолавок, ритуальных автобусов, передвижных телевизионных студий и ряда других транспортных средств.
По мнению юристов колхоза «Родина», подавшего заявление в Верховный суд России, действующие требования не могут распространяться на грузовики сельхозпроизводителей, поскольку не учитывают особенности технологического процесса и нарушают экономические интересы компаний. Ведь чаще всего такие транспортные средства не совершают дальних маршрутов, а используются для вывоза продукции с полей.
Но служители Фемиды не стали оценивать работу фермеров. «Требования об оснащении транспортных средств тахографами в силу положений Федерального закона «О безопасности дорожного движения» являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, независимо от вида экономической деятельности: сельское хозяйство, транспорт и другие виды», – констатировал судья Николай Романенков, отклоняя требования колхоза «Родина».
Вместе с тем в ходе судебного заседания представитель Минюста сообщил, что по результатам проведенной Минэкономразвития экспертизы спорных нормативных актов предложено исключить требования по установке тахографов на принадлежащие сельхозпроизводителям транспортные средства категории N2 (грузовики массой от 3,5 до 12 тонн). Такую льготу могут распространить на автомобили, перевозящие грузы в пределах субъекта федерации, где зарегистрирован сельхозпроизводитель, и граничащих с ним регионов. Также от обременительной обязанности планируется освободить организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в сельской местности.