Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Город Курск - 15 лет спустя Беда "Курска" — в его командирах

Беда "Курска" — в его командирах

10 949
Павел Кассин/Коммерсантъ
Источник:

В пятнадцатую годовщину гибели подлодки "Курск" "Фонтанка" начинает серию материалов о причинах и последствиях трагедии. Об уроках и жизни после.

Виновных в гибели экипажа К-141 "Курск" искало и не нашло следствие. Единственный человек, кроме следователя, который успел ознакомиться со всеми материалами уголовного дела, – адвокат Борис Кузнецов. "Фонтанке" он рассказал о том, как погиб "Курск".

Ровно 15 лет назад, 12 августа 2000-го, затонула лучшая на тот момент российская субмарина – К-141 "Курск". Несколько иностранных государств – Норвегия, Япония, США, Великобритания – немедленно предложили России помощь в проведении операции, но наша страна эту помощь отклонила. И потом в течение почти двух недель командование ВМФ уверяло родных подводников, что ребята живы, едят шоколад и ждут спасателей. Вся страна, прильнув к телеэкранам, ловила новость: вот слышны стуки из лодки – ага, живы… И гадала, на сколько времени хватит у ребят кислорода. Родные подводников метались между надеждой и отчаянием. Через 2 недели помощь норвежцев всё-таки приняли. Оказалось – поздно. Всего из 118 подводников сразу после взрывов выжили 23 человека, но сколько времени они жили, можно ли было спасти их, если бы операцию начали сразу, – это теперь одна из самых больших загадок гибели "Курска". Официальная версия изменилась, как только стало известно, что спасать уже некого: подводники будто бы жили не больше 8 часов, шансов у них не было.

На вопрос американского телевидения о том, что случилось с лодкой, президент Путин ответил знаменитым "Она утонула". Адвокат Борис Кузнецов, который представлял в уголовном деле родственников погибших, теперь назвал так свою книгу.

Что на самом деле произошло с "Курском" – версии перебираются до сих пор. Уголовное дело было прекращено. Это породило массу предположений, не всегда имеющих под собой реальную основу: торпедная атака со стороны американских подлодок, столкновение с надводным кораблём и так далее. Борис Кузнецов имел доступ к материалам дела как адвокат потерпевших. Кроме того, он в прошлом – криминалист, а ещё – человек с навигационным образованием.

- Борис Аврамович, вы можете назвать причину гибели 118 человек на "Курске"? Ту, что подтверждена какими-то доказательствами?

– Внутренний взрыв в торпедном аппарате, где находилась перекисно-водородная торпеда. Формально причина гибели "Курска" и экипажа – чисто технологическая. Но только формально.

- Что значит – "только формально"?

– Это значит, что за внешней технологичностью стоит очень серьёзный человеческий фактор. Он связан и с тем фактом, что "Курск" никогда раньше не стрелял перекисно-водородными торпедами, даже на государственных испытаниях. И с подготовкой экипажа. И с проведением тех учений. И с организацией спасательной операции.

Торпеда

- Чем перекисно-водородная торпеда так отличается от других, что вы выносите её использование в причины гибели "Курска"?

– Перекисно-водородная торпеда использует в качестве основного топлива керосин, а окислитель – пероксид водорода. Смешиваясь в камере сгорания, они дают высокую температуру, такие торпеды имеют очень большую дальность, до 80 миль. Но пероксид водорода – вещь опасная. Даже на открытом воздухе химический стаканчик, где его совсем чуть-чуть, начинает нагреваться. Если туда капнуть масла, он тут же воспламеняется. В торпеде пероксид водорода находится в специальном резервуаре. Но всякое может быть: коррозия, ещё что-то. Поэтому для таких торпед установлена система контроля окислителя: как только в резервуаре с пероксидом повысится давление, приборы это зафиксируют, и излишки пероксида будут сброшены за борт. После загрузки торпеды на борт её нужно было подсоединить к этой системе. Но на "Курске" никто этого сделать не смог. Вызывали офицера с другой подводной лодки.

- Зачем тогда надо было вообще брать торпеду этого типа?

– Так положено было по плану тех учений. Думаю, что это был обыкновенный выпендрёж. План этот подписан начальником штаба Северного флота вице-адмиралом, героем Советского Союза Моцаком. Которого я считаю одним из виновников гибели корабля и экипажа.

- Лячин мог сказать, что эту торпеду не будет использовать – и всё тут?

– Это очень серьёзный вопрос. Это вопрос к человеку, которого нет в живых. Наверное, мог. Но надо знать систему, сложившуюся на флоте: попробуй возразить вышестоящему чину. Был случай, когда командир дивизиона подводных лодок отказался выполнять незаконную команду вышестоящего начальства. Знаете, куда его направили? В свинарник!

- Но ведь вы говорите, что вызванный с другого корабля офицер систему подключил?

– После погрузки торпеда находилась не в торпедном аппарате, а на стеллаже. Она загружается в торпедный аппарат примерно за 3 часа до выстрела. Перед стрельбой нужно было отключить систему на стеллаже и подключить в торпедном аппарате. А на "Курске" этого никто не умел. Видимо, этого и не сделали. И утечка пероксида привела к взрыву.

Взрыв

- Что произошло на "Курске"?

– Началось с возгорания пероксида водорода в торпедном аппарате. Сейчас не установить причину – микротрещины, необезжиренные трубки или ещё что-то – определить невозможно, потому что всё, что сохранилось, искажено картиной взрыва. Но совершенно точно: первый взрыв произошёл внутри торпедного аппарата, в котором и находилась та самая проблемная учебная торпеда.

- Как это установили, если всё искажено взрывом?

– Когда "Курск" подняли, то увидели, что задняя крышка торпедного аппарата вварена в переборку между первым и вторым отсеками. Это значит, что направление взрыва было от носа к корме. То есть крышка пролетела весь первый отсек, ударилась о переборку и оказалась в неё вварена.

- Известно, что взрывов было два. Как произошёл второй?

– Я убеждён, что первый взрыв произошёл без разгерметизации лодки. Потому что сила его была направлена не к носовой крышке торпедного аппарата, а к задней, которая оказалась слабее. Задняя крышка была закрыта, но запирающее устройство, кремальера, не было довернуто на два часа. А взрыв всегда ищет слабое место, и именно этим слабым местом обусловлена его направленность. Во-первых, чтобы открыть переднюю крышку, требуется гидравлическое усилие. Во-вторых, "Курск" находился на перископной глубине, то есть торпедный аппарат был на глубине примерно 10 метров, а это – дополнительно 2 атмосферы, которые давили на носовую крышку. Поэтому сила взрыва ушла в заднюю часть, и разгерметизации не было. Но этот взрыв вызвал объёмный пожар. Температура могла достигать 3000 градусов. В результате пожара через 2 минуты 15 секунд произошла детонация части боезапаса в торпедном отсеке. Сдетонировали примерно 10 торпед. От второго взрыва нос "Курска" раскрылся, как цветок. Торпедный аппарат взрывом выбросило наружу. Он упал на дно, а лодка ещё продолжала двигаться. Поэтому фрагменты торпедного аппарата обнаружены на дне за кормой лодки.

Документы

- Вы сказали, что в числе причин была подготовка учений. Остались какие-то записи об этом?

– Сохранились, в частности, записи о подготовке торпеды. Но многие документы были изъяты, а многие – подделаны.

- Подделаны?

– Я криминалист. Мне это видно.

- Кем подделаны и зачем?

– Например: "Акт проверки системы аварийного выброса" от 15 декабря 1999 года подписан командиром БH-3 Байгариным и утверждён командиром подводной лодки капитаном I ранга Лячиным. Но и Лячин, и Байгарин погибли на "Курске".

- Да, но погибли через 8 месяцев после появления этого документа – судя по датам на нём.

– Там стоят не их подписи. Акт писали, когда обоих уже не было. После аварии. "Акт обезжиривания и проверки трубопровода" от 16 декабря 1999 года на "Курске" тоже сделан задним числом. Это очень важно. Помните, я вам говорил, как нагревается стаканчик с пероксидом, если капнуть масла? Необезжиренные трубки могут быть причиной возгорания топлива в торпеде и первого взрыва.

- Если бы акты подделывали, могли бы дату поставить посвежее.

– Есть регламент: проводить проверки в определённые сроки. А акты составляли уже после того, как торпеда была "использована". То есть после гибели "Курска".

- Есть ещё какие-то сомнительные документы?

– "Акт комиссии 7-й дивизии подводных лодок о приёме экзаменов личного состава БH-3" – о допуске к эксплуатации системы контроля окислителя. Подписан капитаном I ранга Багрянцевым, утверждён командиром 7-й дивизии контр-адмиралом Кузнецовым. И там – не подпись Багрянцева, который погиб на "Курске".

- А подпись контр-адмирала подлинная?

– Эту деталь я не помню.

- Если Кузнецов подписывал акт по-настоящему, он же не мог не знать, что вторая подпись подделана?

– Конечно, он знал. Я абсолютно убеждён, что документы были подделаны по приказу или Попова, или Моцака. Дальше. Рапорт капитана I ранга Лячина на имя командира 7-й дивизии о приёме специальных задач от боевых частей и служб подводной лодки от 17 июня 2000 года – там подпись не Лячина. И на рапорте о готовности к сдаче курсовой задачи экипажем подводной лодки. И под записью в "Журнале учёта занятий и тренировок", которые проходили с 11 по 24 июля. И под рапортом об устранении замечаний по задаче Л-1 на подводной лодке от 20 июня. На всех этих документах подписи подделаны.

- Вы просто видите это как криминалист или есть подтверждения?

– Всё это есть в заключении эксперта – вице-адмирала Рязанцева. В экспертизе, которая, заметьте, приобщена к материалам уголовного дела.

- И как с таким заключением уголовное дело было прекращено?

– Вы наивный человек!..

- Предположим, действительно этот комплект документов – с поддельными подписями. Но ведь наверняка существовали документы подлинные? Они-то сохранились?

– Конечно, сохранились. Но какой смысл рассматривать документы, например, о готовности ядерных реакторов, если между ними и гибелью "Курска" нет причинной связи? То, о чём я говорю, – документы, которые должны были свидетельствовать, что стрельба перекисно-водородной торпедой была подготовлена. Поймите, что торпеда - сложнейшее устройство. К стрельбе нужно готовиться. И в мировой практике уже были случаи, когда перекисно-водородные торпеды взрывались. В Портсмуте в 1955 году такая торпеда рванула, были человеческие жертвы, и Великобритания от этих торпед вообще отказалась.

Время жизни

- Несмотря на то что прошло 15 лет, я помню, как несколько дней мы все следили за сообщениями о "Курске". И всё время была информация о стуках на лодке. Потом появилось объяснение, что это были какие-то другие стуки?

– Да-да, оно появилось благодаря ещё одному "эксперту". Это был заместитель главного штурмана ВМФ, в то время – капитан I ранга Сергей Козлов. Он провёл "экспертизу" по пеленгу стуков и пришёл к выводу: большая их часть не совпадала с местом расположения "Курска" на дне. Следствие сделало вывод: стучали неизвестные лица в подводных частях надводных кораблей. В том районе действительно были надводные корабли. Но, скажите мне, какой идиот будет подавать сигналы SOS, когда идёт реальная спасательная операция? Я сам тоже проделал работу, чтобы установить локализацию стуков. Помогло моё навигационное образование.

- А где вы брали информацию для исследований?

– Стуки фиксировали несколько кораблей. В том числе – спасательное судно "Михаил Рудницкий". И тот же "Пётр Великий". По моим выводам, по локализации они полностью совпадают с местом нахождения "Курска".

Она утонула

- На "Петре Великом", участвовавшем в учениях, взрыв почувствовали сразу?

– Второй взрыв соответствовал магнитуде 4,2 балла. Чтобы было понятнее: землетрясение в Спитаке было магнитудой 6,8 балла. Взрыв на "Курске" был такой силы, что его зафиксировали все сейсмические станции во всех северных странах. На Аляске, в Гренландии, в Норвегии. Он докатился до "Пётра Великого", который получил довольно сильный гидравлический удар, там офицеры попадали, в деле есть их показания.

- Видимо, командование учениями, которое тоже находилось на "Петре Великом", как-то должно было отреагировать на такой взрыв?

– Они обеспокоились только после того, как "Курск" не вышел на связь. Через полтора часа после взрыва.

- То есть они даже не поинтересовались, что там взорвалось?

– Нет! Я думаю, что об этом Попов или Моцак ни за что не расскажут. Может быть, праздновали окончание учений. У меня, конечно, доказательств нет. Но что ещё? "Курск" – лучшая подводная лодка. Лячин – блестящий командир. На него в администрации президента лежало представление на присвоение ему звания Героя России. И потом, вы не представляете, какого размера это был корабль. Это 6-этажный дом, 8 или 10 подъездов длиной. Полтора футбольных поля. Чисто психологически представить, что этот корабль может утонуть, невозможно. Я убеждён, что командир "Петра Великого" Касатонов доложил командованию о взрыве. Но показаний об этом он не дал, а после "Курска" резко пошёл на повышение.

- Вы можете подробнее рассказать, что происходило 12 августа 2000 года?

– В 11 часов 9 минут гидроакустик "Петра Великого", старший лейтенант Андрей Лавренюк, обнаруживает подводную лодку, ведущую гидроакустический поиск. То есть лодка пытается определить местонахождение цели. Он записывает это в акустический журнал. В это время "Курск" ещё цел и, как мы понимаем, готовится к стрельбе. Возможно, той самой торпедой. В 11.28 в акустическом журнале – новая запись: взрыв по пеленгу 96 градусов. Лавренюк докладывает об этом на мостик. Командир "Петра Великого" должен был дать команду на классификацию взрыва: подводный, надводный, какой силы, каков его характер. Ничего этого не делает ни он, ни командование учениями. "Курск" не выходит на связь. "Курск" не осуществляет учебную стрельбу. И только спустя 12 часов, в 23.30, "Курск" объявляют аварийным. А еще раньше, примерно в час дня, командующий Северным флотом улетает на берег, сообщив журналистам, что учения прошли благополучно.

- Зная, что "Курск" объявлен аварийным? А когда и как его начали искать?

– Руководителю поисково-спасательной операции только в 23.30, когда "Курск" был объявлен аварийным, доложили о взрыве. Он вызвал Лавренюка. По карте они определили, где во время взрыва находился "Пётр Великий" и цифры пеленга. И "Пётр Великий" начал двигаться по линии пеленга. В 2 часа 22 минуты гидроакустики услышали подводные стуки. Ориентируясь на них, нашли место гибели "Курска". Рядом с "Петром Великим" никаких кораблей и судов не было, и это доказательство того, что стучали именно подводники "Курска", а не те мифические лица "из подводной части надводных кораблей", как указал следователь в постановлении о прекращении уголовного дела по гибели "Курска".

"Отчаиваться не надо"

- Можно ли делать какие-то выводы из найденных на "Курске" записок подводников?

– Есть записки капитана Колесникова. Их три. Я не буду их цитировать, они давно опубликованы. Важно, что первая написана ровным почерком. Она датирована 12 августа 2000 года в 15:15. Следующая часть записки была написана в темноте. В ней даты не стоит. Именно в ней он написал слова "отчаиваться не надо", которые потом выбили на памятнике "Курску". Ещё одна записка написана капитан-лейтенантом Сергеем Садиленко. Там есть слова исключительной важности: "При выходе на поверхность не выдержим компрессии". Это объясняет, почему подводники не пытались выйти самостоятельно. Хотя у 19 человек такая возможность была, в кормовых отсеках было 19 спасательных аппаратов.

- И почему не попытались выйти хотя бы 19 человек?

– Для выхода нужно, чтобы подводников встречали на поверхности, спасательные суда должны быть укомплектованы аппаратами для декомпрессии. Но подводники в 9-м отсеке не знали, будут ли их встречать. Они боялись погибнуть от кессонной болезни. Это очень мучительная смерть.

- Почти сразу после известия об аварии помощь предложила Норвегия. Кажется, не прошли даже пресловутые 8 часов. Если бы мы приняли помощь?

– Я вам больше скажу: 14-го числа командование ВМФ Великобритании отправило самолёт со спасательным аппаратом. Но ему не дали посадки, отправили обратно.

- Почему?

– Для наших военных государственная тайна значит больше, чем жизнь людей. Другую причину назвал Путин, когда встречался с родственниками погибших: мы, сказал он, считали, что у нас есть средства для спасения моряков.

- А они были?

– Были. Это аппараты АС-32 и АС-34. На корме подводной лодки, как раз в 9-м отсеке, есть спасательный люк. Он окружён широким кольцом, которое называется комингс-площадкой. К ней присасывается аппарат, который подходит к лодке и стыкуется с ней. Вода откачивается, и подводники переходят в спасательный аппарат.

- И что помешало использовать эти наши аппараты?

– Ни один из них не смог присосаться. Хотя они специально предназначены для спасения экипажей затонувших подводных лодок, в том числе типа "Курска". Но за всё время существования "Курска" ни разу не было учебных попыток.

- Их не учили спасаться?!

– Не в этом дело. Подводную лодку сверху покрывают резиной, чтобы снизить опознаваемость её противником. Чтобы акустические сигналы скрадывались. Но комингс-площадка должна на несколько сантиметров возвышаться над резиновым покрытием. А у "Курска" она была "утоплена". И когда спасательный аппарат садился, резина мешала ему присосаться.

Американские подлодки

- Многие родственники погибших верят в другие версии, например – о столкновении с американской подводной лодкой "Толедо" или "Мемфис".

– Это бред. То есть теоретически это возможно, и в истории советского подводного флота было три подтверждённых столкновения. Но "Мемфис" и "Толедо" – лодки водоизмещением 7 тыс. тонн. А у "Курска" – 23,8 тыс. тонны. И столкновение с ним – это как если бы велосипедист налетел на грузовик. На камбузе "Курска" даже посуда бы не побилась.

- Другие говорят, что "Мемфис" или "Толедо" атаковали "Курск" торпедой.

– На американских торпедах MK48, о которых говорится в этой версии, установлена головка акустического наведения. То есть – на шумы. Самое шумное место у корабля – винты. Торпеда попала бы в хвостовую часть "Курска". Предположим, что торпеда каким-то образом попадает в торпедный отсек. Происходит взрыв, "Курск" погибает. Но куда тогда нам девать первый взрыв? И куда нам деть промежуток в 2 минуты 15 секунд между первым и вторым взрывами? Чисто технологически ни столкновение с американской подлодкой, ни попадание торпеды не могли послужить причиной катастрофы.

- Странно: как адвокат вы представляли интересы родных подводников, а версия, которую вы отстаиваете, говорит о недосмотре со стороны экипажа, то есть бросает тень на погибших.

– Она не бросает тень на погибших. Это не вина экипажа. Это его беда, что были такие командиры.

Беседовала Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях