Во-первых, закон о гей-браках (или, как это еще называют, закон о гендерно нейтральном браке) меняет систему взаимоотношений власти и людей. Дело в том, что это первая гражданская инициатива, которую одобрил финский парламент. До этого таких прецедентов просто не было, и все гражданские проекты отклонялись. Более того, инициативу подписало 160 тысяч финнов, что в три раза больше, чем необходимо для внесения в парламент. Стоит сказать, что принятие закона о гей-браках активно поддерживалось как в Интернете, так и рядом манифестаций. И даже в день голосования напротив Эдускунты собралась толпа сторонников ЛГБТ-движения.
Во-вторых, Финляндия наконец-то сравняется с другими скандинавскими регионами в рейтингах самых лучших стран для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Дело в том, что, несмотря на все гражданские права и равенство, именно отсутствие гей-браков откидывало финнов в рейтингах самых gay-frienly стран. Соседи Суоми подобный закон приняли уже давно. Так, Швеция и Норвегия легализовали гей-браки еще в 2009 году.
В-третьих, теперь у гей-пар будут те же права, что и у обычных семей в случае заключения брака. Раньше в Финляндии представители гей-сообщества могли регистрировать свои отношения, однако это не считалось браком. Другими словами, такие пары были ограничены в таких правах, как, к примеру, усыновление детей (подробнее о том, чем финское законодательство грозит сиротам из Петербурга).
Реакции сторонников
Реакции на инициативу были самые полярные. Понимая, что тема эта очень щепетильная, накануне даже были усилены меры безопасности в парламенте.
Сторонники, конечно, радуются. Комментируя произошедшее, один из апологетов инициативы, премьер-министр Александер Стубб (Alexander Stubb) написал в своем фейсбуке: "Это великий день для равенства. Давайте уважать друг друга вне зависимости от происхождения и положения". Чуть раньше господин Стубб заявил, что особую радость у него вызывает тот факт, что финское законодательство в этом вопросе теперь станет похожим на страны Северной Европы. Однопартиец Стубба Бен Берл Зыскович (Ben Berl Zyskowicz) в комментарии газете Helsingin Sanomat назвал сегодняшнее решение шагом вперед в вопросах равенства и прекращения дискриминации. Он сравнил нынешнее положение геев с тем, что у женщин не было права голоса 100 лет назад.
Особый день сегодня был и для политиков-геев. Так, Силвия Модиг (Silvia Modig) из "Альянса левых сил" (Vasemmistoliito) активно высказывалась журналистам о своем облегчении от сегодняшнего голосования и даже заплакала от радости. Другой представитель левого крыла, Антти Ринне (Antti Juhani Rinne) из SDP, заявил, что принятие такого закона хорошо с точки зрения прав человека.
Как бы странно это ни прозвучало, но представители финского духовенства также выразили свою радость по поводу легализации гей-браков. Так, архиепископ Кяри Мякинен (Kari Mäkinen) на своей странице в "Фейсбуке" написал, что он понимает, как много этот день значит для "радужного" сообщества Финляндии и он рад за них всем сердцем.
Реакции противников
Против в основном были консерваторы и правые. Так, за несколько дней до голосования в финской блогосфере активно распространялось интервью лидера "Истинных финнов" (Perussuomalaiset) Тимо Сойни (Timo Soini), где он выступал за "традиционное понимание брака". Этот политик неоднократно призывал разделять такие понятия, как "геи" и "традиционный брак". По его мнению, их никак нельзя соединить. Одна из его цитат по этому вопросу звучит так: "Биология и здравый смысл в этом вопросе на моей стороне". Другой "истинный финн", Мика Ниикко (Mika Niikko), отметил, что его смутила радостное восприятие представителей лютеранской церкви легализации гей-браков. Господин Ниикко настаивает на том, что у детей должны быть мать и отец в традиционном понимании этих слов.
На прошедших недавно дебатах на YLE лидер самой популярной на данный момент партии "Центр" (Keskusta) Юха Сипиля (Juha Sipilä) заявил, что принятие положительного решения о гей-браках будет значить, ни много ни мало, разрушение понятия "традиционная семья".
Министр внутренних дел страны Пяйви Рясянен (Päivi Räsänen) из христианских демократов считает, что существующих законов о гражданском союзе вполне хватало для соблюдения прав человека, а приравнивание гей-брака к традиционному - это лишнее.
Но были и такие консерваторы, которые поддержали инициативу. Так, Арья Ювонен (Arja Juvonen) из "Истинных финнов" открыто заявила, что поддерживает гей-браки. Она также подчеркнула, что на ее решение никто не оказывал давления. Председатель парламентской группы "Истинных финнов" Яри Линдстрём (Jari Lindström) заявил, что, несмотря на отклонение от линии партии, никаких штрафов для госпожи Ювонен не последует.
И именно вопрос о традиционном браке привлекал на сторону консерваторов, казалось бы, людей из противоположного лагеря. Так, однопартиец Стубба, председатель Комитета по законодательству Энн Холмлунд (Anne Holmlund), призывала повременить с этим законопроектом, так как его принятие вызовет тут же пересмотр на законодательном уровне таких понятий, как "отец", "мать", "ребенок" и "усыновление". В интервью YLE она также отметила, что это может иметь и последствия для внешней политики. Например, Россия не разрешает усыновление детей людьми из стран, где принят закон о гендерно нейтральных барках, как, например, происходит со шведами. Однако один из сторонников гей-браков Яни Тойвиола (Jani Toivola) из "Зеленых" (Vihreät) считает, что права геев важнее для финской демократии, и если необходимо, то нужно заверить "некоторые страны", что дети оттуда не будут усыновлены гей-парами.
Поправки должны быть одобрены комиссией финского парламента. Предполагается, что изменения должны вступить в силу в 2017 году.