Марина Ринас
Дочь Марины закончила 9 классов финской школы и поступила в гимназию.
Сын учится в 4-м классе.
О финской школе:
"Мне нравится, что дети растут в некотором смысле свободными. Поощряется высказывание собственного мнения. Ребенок может дополнить, развить или увидеть задание по-своему. Всегда остается возможность для самостоятельного творчества. Ребенок может спрашивать и говорить, что думает, и учитель его слышит (как правило). В школе часто даются задания на выполнение в группе или в паре, приветствуется инициативность и самостоятельность, задание надо выполнить и представить всему классу.
Еще в русской школе, мне кажется, направляют детей на то, чтобы «думать как все». Здесь такого нет, учитель, наоборот, поощряет возможность быть не таким, но надо обосновать, почему ты вот так хочешь делать. Возможно, так происходит не во всех школах. Многое зависит от учителя. Это лично мое мнение, возможно, нам просто везло с хорошими преподавателями.
Мне очень нравится, что за плохую оценку детей не стыдят перед всем классом. Например, результаты контрольной сообщаются ребенку индивидуально, а не оглашаются с обидными комментариями перед всем классом. И даже если оценка не очень хороша, учитель (в младших классах) все равно скажет: мол, ты молодец. И у ребенка не возникает комплекса неполноценности.
Единственный негатив в том, что эта система может расслабить ребенка, ведь зачем напрягаться, если учитель и так хвалит".
- Вы много времени занимались с детьми, когда они готовили домашние задания?
- Зависит от ребенка. С дочкой я мало занималась, с сыном занимаюсь чаще.
- Финские мамы тоже занимаются с детьми?
- Не знаю, как финские мамы, но от учителя часто приходит напоминание: не забывайте помогать ребенку делать уроки. В Финляндии для общения с учителями есть школьная система Wilma - у каждого родителя свой пароль, и там доступна информация о том, пришел ли ребенок на урок, опоздал ли он. Если ребенок болеет, то учитель пишет домашние задания. И там же можно общаться со всеми учителями. Мне нравится, что работа с родителями очень активная.
- Вы не чувствуете давления со стороны психологов и социальных служб?
- Если есть озабоченность поведением ребенка, то всегда можно обратиться к психологу. У нас была ситуация, когда возник конфликт у детей. Подключился учитель, который постарался помирить детей, подключился психолог. Так что давления нет, хотя, может, я не сталкивалась с какими-то примерами.
- Как все-таки мотивировать детей учиться? Оценка в Финляндии - это не мотивация.
- Это очень индивидуально. Задача – не убить интерес ребенка, ведь все дети по природе любопытны, их интерес нужно подстегнуть. Конечно, не все учителя на это способны (и не все родители). Мне кажется, нужно поощрять, хвалить. У нас в семье принято разбирать ситуации: если ребенок что-то не хочет делать, он должен сам проанализировать, что будет, если это не сделать… вот как-то так.
- Задания по математике в старшей школе проще, чем у нас?
- Мне кажется, да. Я проводила больше времени за уроками, чем моя дочь. Хотя, может быть, тут есть разница в способностях. И еще в заданиях не уделяется внимание основным правилам, на которые делается упражнение. И ребенок теряется, он не понимает, что вот написано правило, которое нужно выучить, чтобы решить задачу.
- А доказательства теорем разбирают?
- Очень поверхностно, я не замечала, чтобы доказательства теорем давались в такой развернутой форме, как в России.
- Ведь вы наверняка общаетесь со взрослыми финнами, которые выросли и сформировались в этой школе. Они действительно свободнее мыслят, чем мы? Менее шаблонно?
- Я сталкиваюсь с тем, что у финнов есть узкая направленность знаний, они сфокусированы в одной области. Мы в советской школе были отягощены предметами, которые нам не пригодились и не пригодятся, но которые расширяли наш кругозор. А здесь в старших классах и в вузах больше конкретики.
Но в целом, да, более свободны, и они увереннее себя чувствуют, у них нормальная самооценка.
Гульнара Иванова
Дочь Гульнары учится во втором классе.
О финской школе:
"Хочется начать с подготовительной группы в садике. В ней детей готовят к школе, учат азам счета и чтению. Уроки проходят по 40 минут. В течение подготовительного года определяют готовность ребенка к школе, например, проводят психологические тесты — может ли он общаться с детьми, может ли сидеть нужное количество времени. Если ребенок кажется наставникам неготовым, то его могут определить в нулевой класс. В этом нет ничего особенного, я такой случай знаю.После этого он может отправиться сразу во второй класс. В школу ребенок идет к семи годам".
- Сколько человек в финских классах?
- Класс делится на две подгруппы, в которых дети учат финский язык, математику и занимаются трудом. А такие предметы, как музыка, природоведение, дети учат в общем классе. Для детей, которые плохо усваивают материал, существуют так называемые маленькие классы (5 - 6 человек). Там они занимаются математикой и финским, а на физкультуру, рисование и пение приходят в общий класс. Уроки религии проходят в разных группах в зависимости от вероисповедания.
- Как учителя мотивируют ребят? Оценка в финской школе - это ведь не главное.
- Есть баллы за контрольные, но их никто не знает, кроме ученика. Я спрашивала у дочери, какой балл у ее подруги, она сказала: «Я не знаю», и видно было, что ей действительно все равно. Дети не придают значения этим оценкам. Несмотря на то, что оценки не ставят, дети с большим удовольствием ходят в школу. Им просто интересно там
- Финские школьники много читают?
- У учеников есть так называемый читательский дневник, где они отмечают, что именно они прочитали из обязательного списка. При прочтении 6 книг они получают диплом читателя. 12 книг - диплом мастера-читателя, 24 книги - суперчитателя.
Есть и русский язык, с таким же читательским дневником — у нас совершенно замечательный учитель. На русском языке, кстати, ученики пишут еще и краткое содержание того, что прочли.
В Финляндии не стараются вырастить гения, стараются вырастить обычного здорового человека. Очень много внимания уделяют спорту (коньки, лыжи, плавание).
В садике и в школе рассчитывают меню — сколько мяса, сколько рыбы фруктов и овощей должен съесть за неделю ребенок. Я совершенно не беспокоюсь о том, что ест ребенок, знаю, что покормят его качественно.
- Сколько времени тратится на домашние задания?
- На домашние задания моя дочь тратит от 15 - 20 минут (если делать только обязательные упражнения) до часа (если делать дополнительные).
И еще она обязательно каждый день читает. Русским моя дочь занимается, когда нет спорта. В целом мне не кажется, что она очень сильно устает.
- Как строится работа учителя с учениками?
- Для меня важно, что в финской школе обращают внимание на то, что можно улучшить у ребенка, даже если он хорошо учится. Например, нам учитель говорил, что дочь слишком застенчивая, хотя, казалось бы, с таким учеником должно быть проще.
На родительских встречах с учителем присутствует и моя дочь, и учитель спрашивает ее мнение. Даже я бы сказала, что ее мнение важнее, чем родительское. Например, учитель решила, что нашей дочери не обязательно ходить на дополнительные уроки финского — но дочь расплакалась, и ей разрешили. И теперь по понедельникам к восьми утра она идет на финский язык. Сама захотела.