Объем перевозок в пригородных поездах к 2030 году планируется увеличить более чем в полтора раза. Такие меры предусмотрены концепцией, которую 19 мая подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев.
Проведенная в начале «нулевых» годов реформа железнодорожного транспорта привела к созданию 27 самостоятельных пригородных пассажирских компаний (ППК). В течение последующих семи лет прослеживалась стабильная тенденция сокращения пассажирооборота. Только в 2011 году с введением мер государственной поддержки ситуация стабилизировалась и начала улучшаться.
По оценкам чиновников, перевозки пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении призваны удовлетворить одну из базовых, первоочередных потребностей россиян в свободе передвижения. Электрички и дизель-поезда значительно экологичнее и безопаснее автобусов.
«Пригородный железнодорожный транспорт пользуется широкой поддержкой общественного мнения. Свыше 84 процентов населения отрицательно относятся к возможности замены пригородных электропоездов другими видами сообщения», – отмечается в концепции.
В ближайшие почти два десятилетия государство намерено продолжить субсидирование пригородных перевозок, в том числе в форме компенсации выплат со стороны ППК за использование инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), возмещения затрат на перевозку льготников и выпадающих доходов из-за применения регулируемых тарифов. Ежегодно на субсидирование из федеральной казны должно выделяться 15 млрд рублей, еще до 32 млрд – из региональных бюджетов.
В то же время на рынке пригородных перевозок планируется создать конкурентную среду, в том числе благодаря привлечению инвестиций на основе государственно-частного партнерства. Независимые операторы смогут приобретать новый подвижной состав, а созданную на базе «РЖД» дочернюю лизинговую компанию обяжут поддерживать такие «начинания». Конкуренция должна развиваться как на одних и тех же направлениях, так и за сами маршруты (аналогично конкурсу за автобусные маршруты внутри городов).
«Наличие нескольких владельцев подвижного состава позволит субъектам Федерации выбирать оптимальное соотношение между ценой и качеством, что обеспечит снижение требуемых размеров субсидирования деятельности пригородных компаний», – убеждены авторы концепции.
Базовый сценарий предусматривает, что к 2030 году пассажирооборот пригородных перевозок увеличится с 32 до 49 млрд пассажиро-километров.
Напомним, что пригородными перевозками в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (на Балтийском, Витебском, Московском, Волховстроевском и Финляндском направлениях Октябрьской железной дороги) занимается ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания». Ее владельцами являются ОАО «РЖД» (74 процента) и Санкт-Петербург (26 процентов). Согласно последней опубликованной компанией бухгалтерской отчетности, ее деятельность носит убыточный характер.