Данные Петростата недвусмысленно говорят о производственном спаде по итогам первых двух месяцев года. Эксперты называют это ползущей рецессией. Власть уверена: промышленное развитие Петербурга вполне позитивно. Сами промышленники надеются компенсировать убытки оборонзаказом – ведь новое оружие сейчас России понадобится.
Страна вошла в стадию ползущей рецессии и как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе будет показывать мизерные темпы роста. К такому выводу пришли эксперты, оценивая индекс промышленного производства Петербурга, опубликованный Петростатом в понедельник.
Согласно данным статистического органа, промышленность Петербурга за январь-февраль ухудшила показатели на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом показатель обрабатывающих производств в совокупности снизился на 6%. Большое влияние на индекс оказало падение в сфере химической промышленности, которая упала на 30,9%. Спад продемонстрировали металлургия (падение на 3,8%), производство транспортных средств (спад на 3,6%) и производство оптического и электрооборудования (падение на 18,8%). Частично компенсировали спад машиностроители, увеличившие производство на 22,9%, и производители резиновых и пластмассовых изделий, "выросшие" на 14,6%.
Но, несмотря на фактическое падение производства в Петербурге, городские власти не видят повода для пессимизма. Глава комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Максим Мейксин уверен, что показатели Петростата из-за несовершенной методики расчета могут ввести в заблуждение.
«Мы ведем постоянный диалог с Петростатом по поводу методик расчета. В прошлом году наблюдался интенсивный рост производства, поэтому даже умеренный рост в этом году покажет отрицательный результат. С осени прошлого года мы проводим опросы среди предпринимателей, и на данный момент промышленники достаточно позитивно оценивают происходящее. Более 2/3 от всех промышленных предприятий из опрошенных предполагают увеличить объемы производства и прибыль. И только треть сообщила о возможных сокращениях», – заявил чиновник.
Он добавил, что индекс промышленного производства Петербурга "более чем на треть зависит от производства кокса, хотя его в городе вообще не производят, – результат складывается из отчетов предприятий, зарегистрированных в Петербурге".
При этом Максим Мейксин не стал отрицать, что в экономике наметились замедление производства и кризисные явления. Глава профильного комитета рассчитывает, что с негативными тенденциями можно будет справиться благодаря налоговым льготам, которые сегодня разрабатывает ведомство. О конкретных мерах будет объявлено в начале апреля, после согласований с губернатором города. Льготы затронут предприятия, выпускающие инновационную продукцию, и управляющие компании технопарков.
Оптимизм Мейксина на фоне падения производственных показателей поддержал президент Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга Владимир Катенев, заявивший корреспонденту "Фонтанки", что он "не видит производственного спада". Он считает, что мерить экономическое развитие индексом промышленного производства нельзя. «В таких отраслях, как машиностроение, большую роль играют длинные производственные циклы. Например, турбины делают два года, суда делают несколько лет. К тому же пищевая промышленность показывает устойчивый рост. Если говорить о показателях реального производства, по итогам года мы останемся на уровне, на котором находимся сейчас», – уверен глава палаты.
Эксперты оптимизма властей не разделяют. Глава «Союза литейщиков Петербурга» Владимир Евсеев считает, что представители федеральной власти не хотят замечать наступившую рецессию. «Цены на металлы на мировом рынке падают, отчего проседает металлургическая отрасль. Стратегически мы сейчас не можем обеспечить устойчивый платежеспособный спрос на российскую машиностроительную продукцию (кроме оборонной). В абсолютных единицах производство ряда важнейших машиностроительных отраслей падает. Принятые меры Центробанка по отзыву лицензий и санации кредитных организаций с одной стороны важны, но приводят к тому, что промышленным предприятиям становится все сложнее получить долгосрочный кредит на адекватных условиях. По той же причине ряд компаний безвозвратно теряет свои финансовые средства. Падение рубля приводит к фактическому увеличению цен на комплектующие изделия на внутреннем рынке, что сказывается на себестоимости продукции», – перечисляет эксперт негативные тенденции на рынке. При сохранении существующей экономической политики в прежнем русле рост в 1-1,5% в год может продолжаться в течение трех и более лет, что в долгосрочной перспективе недопустимо.
В условиях очевидного спада большие надежды на государственный заказ возлагают предприятия оборонно-промышленного комплекса. Предполагается, что ввиду обострения отношений с Западом оборонная отрасль экономики будет загружаться дополнительными заказами. «Если брать оборонную отрасль, промышленное производство не падает. Первый этап программы вооружений расписан до 2016 года, и мы ожидаем расширения программы. Финансирование и заказы расписаны до 2020 года. Другое дело, что у всех предприятий есть определенный процент гражданской продукции. Здесь мы видим падение, обусловленное высокой конкуренцией и ценами на продукцию», – констатировала заместитель гендиректора ЛОМО Марина Зверева.
Директор завода пластмасс им. «Комсомольской правды» Сергей Цыбуков объясняет падение производства колебаниями валютных курсов. «Значительные валютные колебания всегда приводят к замедлению производства: в условиях неопределенности промышленность не может обосновать объемы производства, потому что рассчитать прибыль крайне сложно», – объяснил он. При этом руководитель предприятия считает, что спад производства к концу года компенсирует увеличение оборонзаказа.
Руководитель аналитической службы ОАО ИК «Доходъ» Всеволод Лобов оценивает текущую ситуацию в промышленности как существенное замедление экономической активности. Он уверен, что, несмотря на негативные тенденции, о рецессии пока говорить рано. «Основа текущего падения промышленного производства лежит в сокращении выпуска транспортных средств (а это более 12% от всей отгруженной продукции). Из-за бурного роста в последние годы сокращается кредитование, а теперь еще и вырастут процентные ставки, усугубив ситуацию. На этом фоне, конечно, производство легковых автомобилей сокращается. Вообще этот год будет крайне сложен именно для автомобильной промышленности», – сказал аналитик.
Спад курса рубля окажет не только негативное влияние на экономику. Отдельным отраслям ослабление рубля сыграет на руку. «Кто выиграет – так это производители продуктов питания и напитков. Слабый курс рубля существенно увеличит спрос на их продукцию. Мы видим это уже сейчас – данный сектор один из лучших по итогам двух месяцев. Петербург имеет очень хорошую базу в этом плане – около 11% всей отгруженной продукции, – и данный сектор может поддержать общий объем промышленного производства», – добавил Всеволод Лобов. Говоря о роли госзаказа в поддержке промышленности, эксперт отмечает его важность: падение спроса на продукцию петербургского машиностроения из-за сокращения инвестпрограмм энергетиков после фиксации их тарифов. «ВПК в состоянии вывести промышленное производство в плюс по итогам года, но мы ожидаем скорее отрицательный результат», – подытожил аналитик.
Герман Костринский, "Фонтанка.ру"