Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Как надо правильно читать Пушкина и петь про чижика на Фонтанке

Как надо правильно читать Пушкина и петь про чижика на Фонтанке

5 603
Источник:

В Свердловской области разбираются, чем именно занимался на Фонтанке чижик-пыжик и надо ли этому учить детей. Депутат Законодательного собрания Свердловской области от фракции КПРФ Андрей Альшевских готовит запрос в региональное министерство образования. Коммунист усомнился, что учебник музыки для второго класса общеобразовательной школы соответствует государственным стандартам. В злополучной книжке через песенку про чижика-пыжика и водку посрамляется царь Дадон из пушкинской сказки. Словом, все признаки экстремизма налицо.

Песенку про маленькую птичку подшофе второклашки Свердловской области разучивают и распевают на уроках. Но депутата насторожило даже не то, что от такого распевания до распивания – один шаг. Депутат посмотрел глубже. Ведь детки на уроках не просто разучивают «про водку пил», но и читают про царя Дадона. Дело в том, что в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок» композитор заставил влюбленного и вдобавок неумного царя рассыпаться в романтических обещаниях Шамаханской царице именно на мотив «Чижика-пыжика».

«Можно ли поставить царя в более глупое положение! Можно ли более бесцеремонно обнажить идиотскую пустоту под золотой короной!» - хвалят Римского-Корсакова авторы учебника В. О. Усачева и Л. В. Школяр. Они, кстати, при составлении своей программы музыкального образования в 1 - 4-х классах средней школы опираются на концепцию советского композитора и педагога Дмитрия Кабалевского, на нотных хрестоматиях которого выросли поколения музыкантов. Но депутат от фракции КПРФ возмущен. «Патриотическое воспитание в стиле «Единой России». С малых лет. Смену растят «Молодой гвардии» и прочим подобным», - брюзжит он в своем блоге в ЖЖ. И обещает пожаловаться на учебник в министерство образования Свердловской области.

Между тем если разобраться, то чижик-пыжик, действительно, может научить детей только плохому. И алкоголизм – это только начало, верхний, так сказать, смысловой уровень. В послужном списке сомнительного существа, в зависимости от версии текста песенки, можно обнаружить еще и атеизм, терроризм, эксгибиционизм, полное отсутствие патриотизма и даже скрытую, но оттого не менее опасную пропаганду гомосексуализма. В общем, неплохой стартовый набор для младшей школы.

Вариант про «водку пил», как известно, появился благодаря воспитанникам Училища правоведения на набережной Фонтанки, 6. Кадеты происходили из дворянских семей, носили зеленые мундиры в тон оперению известной птички и пыжиковые шапки. В общем, «золотая молодежь» - со склонностью к гулянкам и попойкам, ясное дело. Несколько воспитанников были причастны к кружку петрашевцев, которые готовили государственный переворот с реками крови. Выпускником училища, кстати, был композитор Петр Чайковский, которому приписывают авторство мелодии «Чижика-пыжика» и известно какую ориентацию. Но вариации на тему чижика-пыжика встречаются и в более ранних источниках. В частности, в переписке современников Пушкина: «Гнедич, Гнедич! где ты был? На Кавказе ж…ку мыл; вымыл разик, вымыл два, освежилась голова». Так за 10 лет до открытия пресловутого училища злоехидно описывает романист Александр Измайлов поездку переводчика «Илиады» Николая Гнедича на Кавказские Минеральные Воды. А Гнедич, между прочим, не развлекаться ездил, а лечиться. Лечение не помогло, и Гнедич, помучившись еще несколько лет, умер – ни малейшего повода для сатиры, как видите.

Есть варианты песенки про чижика-пыжика и более жесткие («Чижик-пыжик после пьянки похмелился на Фонтанке. Откачали эту птицу только в Боткинской больнице»). Есть и совсем детские («Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке клювик мыл. Мыл, мыл и упал и штанишки разорвал. Мама Чижика бранила, но штанишки починила»). Апологеты последней версии уверены, что приобщили невинную птичку к водке революционные матросы, которым было свойственно все опошлять. А в 2013 году увидел свет детский самоучитель игры на фортепиано «в сказках и картинках». Автор Яценко Т. В. приводит новейшую версию похождений чижика-пыжика. Согласно ей, наш герой «всю зиму в клетке жил» и занимался тем, что «водичку пил» (не намек ли на железный занавес и сухой закон?). Далее по тексту некие внешние силы вопрошают: «Чижик, хочешь к нам сюда?» Заручившись восторженным согласием героя, силы приказывают: «Ну-ка, чижик, вылетай». - «Вот спасибо, всем гудбай!» - отвечает чижик, и песня на этом обрывается. В общем, понятно, куда и зачем он вылетел, космополит несчастный.

Но это все цветочки. Как мы помним, коммунист Альшевский обратил внимание на то, что посредством чижика был уличен в идиотизме пушкинский царь Дадон. А если разбираться в символике «Сказки о золотом петушке», то упомянутый Альшевским учебник музыки надо изымать из школ немедленно. Как известно, одним из центральных персонажей сказки является скопец. Причем Пушкин характеризует так героя не для того, чтобы заполнить ритмический интервал в строчке: по тексту несколько раз отмечается, что даритель золотого петушка – именно скопец. И сказку Пушкина часто интерпретируют как историю о секте скопцов. Село Шамахань, например, было источником распространения скопческой ереси по Руси-матушке. Так что требование мудреца и звездочета отдать ему в награду Шамаханскую царицу из старческой приблуды превращается в битву за обладание духовным центром. Скопцы, кстати, в царской России были особенно многочисленны в Сибири – они там скупали земли для своих общин. А деторождение считали причиной обнищания и разорения.

Так что не зря депутат Альшевский беспокоится, не зря. Пока не поздно, нехороший учебник надо запрещать, а на «Сказке о золотом петушке» ставить маркировку 18+.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях