Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Образ жизни В Наташиных сказках герои не умирают (фото)

В Наташиных сказках герои не умирают (фото)

2 194

Есть что-то особенное в Уральских горах: и места красивые, и камнями драгоценными богатые, и людьми особенными. Говорят, всяк туда попадающий новые таланты в себе открывает. Во всяком случае, так случилось с одной женщиной, которая на Урале и камни полюбила, и вслед за Бажовым сказочницей стала.

работы кунгурских мастеров, подопечных Натали Кимбер
Источник:
работы кунгурских мастеров, подопечных Натали Кимбер
Источник:

От плутоватых лис и простоватых медведей

Обычно раз в год Наталия Кимбер выходит на сцену Манежа, чтобы получить диплом выставки «Петербургский ювелир», адресованный ее подопечным – уральским камнерезам, работы которых она много лет успешно представляет на различных творческих конкурсах. В один из июньских дней Наталия не только призы получила, но и провела презентацию двух собственных книг.

Новоиспеченная писательница говорит, что книги, возможно, даже более важное событие в жизни, чем камни, потому что, написав книгу, она смогла реализовать сущность, предназначенную ей с детства, – стать сказочницей. Ведь пишет Наталия детские сказки, правда под другой фамилией - Суханова. Говорит, что в первой фамилии живет ее мужское начало, которое помогает управляться с суровыми уральскими художниками-камнерезами. А вторая, Суханова, – мягкая, покладистая, женская – как раз для детских книг подходит.

Как в этой обаятельной, улыбчивой блондинке уживаются две сущности - непонятно, но факт остается фактом. Еще в конце 90-х Наталия увлеклась миниатюрами, которые вырезают в Пермском крае из мягкого камня – талькохлорита, селенита, ангидрита. Промысел этот не требует специального оборудования, часто передается от отца к сыну и раньше был распространен на Урале очень широко. В последние годы мастеров стало меньше, но и среди них попадаются настоящие художники. Они так поразили Наталию Кимбер, что она круто поменяла жизнь и стала куратором пермских художников, а потом и хозяйкой камнерезного салона. И с тех пор жизнь ее в основном проходила по маршруту Москва – Урал с отклонениями на российские и зарубежные выставки. Понятно, что для такой деятельности нужны мужские качества. Поэтому и кажется: откуда здесь взяться сказкам? Но вспоминаю череду плутоватых лис, меланхолических сов, нахальных ворон, простоватых медведей и прочих обитателей русского леса, которые так часто дают тему уральским мастерам, и чувствую: до сказки рукой подать.

Так оно и оказалось: первая книга Наталии Сухановой как будто на Урале писана. Что ни сказка, так с героем, мастеровым человеком, происходят всякие истории, из которых он с честью находит правильный выход. Написано легко и беззаботно: читаешь, и такое ощущение, что ручей по камешкам бежит и сказку рассказывает. Оформление прекрасное: картинки художника Сергея Заковыки – наивные, смешные, яркие – как будто открывают двери в мир сказки. Внуки появятся – буду читать, решила я и отправилась к автору брать интервью.

Привередливый мужик
Наташины сказки
Принцевы острова
Принцевы острова

Бабушки нашептали...

- Как считаешь, благодаря чему твоя судьба сделала такой неожиданный поворот?

- Не случайно, это точно. Во-первых, я выросла в сказочной семье, потому что все мои бабушки были сказочницами. Во-вторых, Урал. Там, конечно, люди особенные и сохранилась еще какая-то подспудная связь с теми, старыми временами. Знаешь, я долго вынашивала эту мысль, о книгах, и все как-то не могла заставить себя сесть за компьютер. Все случилось, когда мы зимой компанией на машине возвращались из Екатеринбурга в Москву. Застряли по дороге и остановились в одном доме у сказочной старушки. Она весь вечер сказки рассказывала, удивительные истории, и так меня это увлекло, что я вернулась в Москву и начала писать. Как будто крылья появились после этой встречи. Не поверишь: когда решили заехать к той старушке второй раз, не оказалось на том месте ни дома, ни старушки, ни деревеньки!

- Наверное, просто заблудились?

- Может быть. Загадочная история, но с тех пор я словно подхожу к шкафчику, достаю крылья, путешествую по Уралу и пишу.

- Наши дети сейчас смотрят мультфильмы про Рапунцель, фильмы про Гарри Поттера, а у тебя в книжках русский дух и Русью пахнет. Не боишься, что читать не будут?

- Я же пишу сказки не для того, чтобы заработать деньги, поэтому чего мне бояться? Да к тому же и не умею по-другому. Корни у меня русские, родилась я в рязанской деревне. Бабушки (а их было десять!) воспитывали меня на традициях русского фольклора, песнях, былинах, я и сейчас знаю много рязанских и смоленских песен. Поэтому неудивительно, что мои первые сказки навеяны русскими преданиями. Я даже слова для них специально подбирала старинные. Пока я писала эти сказки, Владимир Даль стал моим первым другом. Я долго сама себя редактировала, прежде чем отдать тексты в издательство, и постоянно заглядывала в словарь, чтобы найти нужное слово.

- Сложно писать для детей? И как вообще у тебя проходит творческий процесс?

- Иногда я посвящаю этому день, иногда сижу плотно по 3–4 дня. И даже когда сплю, в голове какой-то процесс идет, просыпаюсь иногда с готовой фразой. Нельзя забывать, что эта сказка предназначена ребенку. А когда пишешь для детей, несешь ответственность за каждое слово. Для них что важно? Образ и действие. И нужно передать это все небольшим количеством слов. Иногда распишешься, получается много и красиво, а потом останавливаешься и начинаешь ужимать. Помню, рассказывала я об одном герое, и получилось 18 предложений. Думаю, Боже мой, как длинно! И написала в результате: «Силён и волен, мало таких». Для детей очень важно, чтобы коротко было.

- Прототипы для героев есть или из головы придумываешь?

- Практически все списаны с конкретных людей. В одной сказке моя мама была бегемотихой, а в следующий раз я ей на выбор предложила стать куропаткой или совой. Она выбрала сову. Почти все мои камнерезы в сказках живут. Они себя узнают иногда по коронному словечку или по фразе, по характеру.

- Недовольных нет?

- Ну а чем им быть недовольными? Я своих героев не обижаю. У меня такой принцип: дурак поумнеет, бедный разбогатеет, а неученый чему-нибудь научится. Бывало и так, что какие-то ситуации, которые в жизни случались с конкретными людьми, я в сказке использовала и пыталась подсказать человеку, как ему правильно действовать. В моих сказках каждый проходит через какие-то испытания на жизненном пути и чего-то достигнет. Чего не допускаю, так это убийства героя.

- Откуда сюжеты появляются?

- Они вокруг меня клубятся и рождаются, казалось бы, из ниоткуда. Какие-то ассоциации, жизненные ситуации, неожиданный поворот – и сюжет готов. И потом в каждой сказке есть какие-то отсылки к конкретным ситуациям или событиям. Вот, например, в одной сказке барин дарит героине кольцо с драгоценным яхонтом. Когда я была маленькой, сказку про это колечко рассказывала мне на ночь прабабушка Матрена Федоровна. Я очень любила ее слушать, а под конец спрашивала, куда же девалось колечко с драгоценным яхонтом. Бабушка говорила, что колечко-то в войну выменяли на хлебушек и всех деток спасли от голода, а теперь я – её яхонт драгоценный.

В другой сказке – про чеканщика и чекан – я рассказала историю моей бабушки Анастасии и ее мужа Якова, которого убили на фронте через месяц после начала войны, а она ждала его 50 лет.

- Думаешь, такие сюжеты понятны детям?

- Конечно, главное – найти правильные слова, и пока они маленькие, рассказывать им и про верную любовь, и про честь, и про мудрость, и про справедливость.

Камни волшебного сундука

- Удивительно, что ты до сих пор о камнях сказки не пишешь.

- Уже пишу, и вдохновил меня Александр Ферсман. Я читала его и восхищалась: как ярко и интересно он пишет о минералах. К тому же внуки постоянно задают какие-то вопросы о камнях. И тут меня пригласили на семинар, где надо было прочитать стихотворение. Я села и написала стихотворение «Волшебный сундук».

На диване гном сидит, на него сундук глядит.

Не простой сундук – волшебный,

В нем богатств не перечесть.

Хризопраз, рубин, цитрин, вот большой аквамарин,

Рядом с кварцем – турмалин,

Между ними – сапфирин.

Гном про камни тайны знает,

Ночью их перебирает.

Вдруг пропал один - такой разноцветный, голубой

С ярко-красною звездой.

Где же, где же, где же он?

Гном фонарик в руки взял, под диваном отыскал.

Этот камень, что упал, благороднейший опал.

Гном в сундук опал к топазу близко-близко положил.

У топаза зоркий глаз, пусть присмотрит лишний раз.

Это стихотворение войдет в книгу «Сказки ученого гнома», в которой ученый гном и его друзья – мышка, мушка, лягушка, енотик – будут рассказывать совсем маленьким детишками про камни.

- Как родные отнеслись к тому, что ты стала писателем?

- Начнем с того, что поначалу я никому, даже родственникам, не говорила, что пишу сказки. Дед, когда узнал, первое время говорил: «Ты никому не рассказывай!» Теперь он мной гордится. На самом деле я поняла, что надо не бояться и делать то, что хочешь делать, потому что жизнь коротка, и если будешь долго собираться, можешь не успеть.

- Как ты себя чувствуешь в писательском мире?

- В феврале меня приняли в Союз писателей России и Международную гильдию писателей. Я уже участвовала в нескольких конкурсах во Франции, России, Германии. На выставке в Париже книга «Принцевы острова» понравилась профессору из Сорбонны. Он предложил выпустить ее на французском языке, ведем переговоры. У меня задача-минимум – книга в год, максимум – выпустить в этом году «Озеро добрых бегемотов» на итальянском языке (есть такое предложение) и закончить «Сказки ученого гнома». Так что скучать мне не приходится.

- Что происходит на рынке детской литературы?

- Авторов много, есть очень интересные. Другое дело: продажи книг упали. Но зато больше шансов для продаж появилось в Интернете. Есть еще хорошая возможность отпечатать книгу небольшой партией, от 1 экземпляра. И если покупки идут хорошо, типография печатает большую серию. Я хочу это попробовать. Жизнь не стоит на месте, надо пробовать все.

- Сейчас многие читают электронные книги.

- Конечно, нельзя исключать и эту возможность. Но мои знакомые, дети, внуки... мы любим держать книги в руках, разглядывать картинки. В этом есть особая прелесть, поэтому я стараюсь, чтобы в книге было много иллюстраций. Трехлетнему ребенку интересно, какой у птички носик, а у принцессы платье.

- Ты сама читала кому-нибудь свои сказки вслух?

- Первыми моими слушателями были дети наших знакомых, когда мы отдыхали в Крыму. Читала сказки на презентациях и в школах для младших классов. Но больше всего люблю читать внукам. Они – моя главная аудитория.

- Как можно привить детям любовь к чтению?

- С раннего детства читать им хорошие, добрые книги.

Ольга Рогозина, для «Фонтанки. ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях