Санкт-Петербургский городской суд подтвердил законность и обоснованность приказа ГУ МВД об увольнении бывшего руководителя отдела по борьбе с экономическими преступлениями Алексея Аксенкина, уличенного в недостойном противоправном поведении.
Инцидент на пересечении проспекта Ветеранов и улицы Солдата Корзуна произошел в августе прошлого года. Пьяный 24-летний мужчина (гражданин К.) приставал к скопившимся на остановке общественного транспорта пассажирам, среди которых был и находящийся в отпуске майор Алексей Аксенкин. Хулиган попытался отобрать сумку у одетого в гражданскую одежду полицейского, который в целях самообороны применил травматический пистолет, ранив нападавшего в ногу. Пытаясь покинуть место происшествия, гражданин К., прихрамывая, направился в сторону проезжей части, но Алексей Аксенкин догнал нарушителя, избил ногами и руками, после чего произвел второй выстрел в живот. С огнестрельными непроникающими ранениями брюшной полости и коленного сустава гражданин К. был госпитализирован в городскую больницу. Врачи расценили его состояние как тяжелое.
Не отрицая этих фактов, сам майор объяснил свои действия необходимостью принятия мер по пресечению противоправных действий хулигана. Его угрозы он оценивал как реальные, после первого выстрела предпринимал меры для задержания нарушителя, а также пытался оказать ему первую медицинскую помощь.
Следственный комитет подтвердил обоснованность применения травматического оружия и не нашел в действиях Алексея Аксенкина состава преступления. А вот служебная проверка самого главка пришла к иному выводу: подтвердив хулиганские и агрессивные действия гражданина К., в том числе факт нападения на полицейского, коллеги сочли применение майором травматического оружия противоправным, а поступок – порочащим честь сотрудника органов внутренних дел. В октябре 2012 года Алексей Аксенкин, 16 лет отслуживший в милиции и полиции, был уволен.
Экс-полицейский оспорил приказ главка в суде. Он апеллировал к выводам следствия – компетентный орган в течение тридцати суток опрашивал очевидцев, исследовал записи с камер наружного наблюдения, после чего квалифицировал действия Алексея Аксенкина как правомерные. Тогда как спорная служебная проверка, длящаяся всего один день, была проведена с грубым нарушением методик, а ее выводы, по мнению истца, основываются исключительно на предположениях.
Но служители Фемиды согласились с позицией инспекторов главка. Ведь уже после первого выстрела хулиган был нейтрализован и не представлял опасности ни для Алексея Аксенкина, ни для окружающих. Поэтому майор не должен был избивать гражданина К. и стрелять в него повторно. Суд пришел к выводу, что мотивом для совершения таких действий явилась месть за «неуважительное и, возможно, хулиганское поведение». «Нормы профессиональной этики предписывают сотруднику органов внутренних дел постоянно контролировать свое поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям, неприязни, недоброму настроению или дружеским чувствам влиять на служебные решения, уметь предвидеть последствия своих поступков и действий», – констатировал суд, отклоняя требования Алексея Аксенкина.
К такому же выводу пришла и апелляционная коллегия Санкт-Петербургского городского суда, подтвердившая законность и обоснованность решения первой инстанции.