Уставный суд Петербурга инициировал законопроект с увеличением зарплаты для своих немногочисленных работников. В среднем – до 200-250 тысяч в месяц на судью. Так как сам УС вносить законы в городской парламент не может, то попросил об этом губернатора. Причиной инициативы стала проверка Контрольно-счетной палаты, которая после проверки задала вопрос: на каком основании судьям УС выплачиваются баснословные зарплаты с премиями?
Уставный суд хочет больше денег. Орган судебной власти сам решил разложить Смольному по полочкам все свои расходы, в особенности, на зарплату судей. И инициировал законопроект с увеличением зарплаты. В среднем – до 200-250 тысяч в месяц на судью. Так как сам УС вносить законы в городской парламент не может, то попросил об этом губернатора. Причиной инициативы стала проверка Контрольно-счетной палаты, которая после проверки задала вопрос: на каком основании судьям УС выплачиваются баснословные зарплаты с премиями?
Уставный суд направил губернатору письмо, в котором просит главу города выступить инициатором изменений закона об УС. Причина вполне логичная – недавно УС подвергся проверке Контрольно-счетной палаты, которая, проанализировав расходы ведомства, спросила, на каком основании судьям выплачиваются баснословные зарплаты с премиями. УС с ответом не медлил и сообщил перечень федеральных и городских законов, по которым работникам ведомства начисляются различные дотации. Тогда КСП потребовала, чтобы все эти выплаты были прописаны в городском законе.
Напомним, что сегодня в законе об Уставном суде значится лишь, что «должностной оклад председателя Уставного суда устанавливается в размере, равном должностному окладу губернатора Санкт-Петербурга. Должностной оклад заместителя председателя Уставного суда и судьи-секретаря Уставного суда устанавливается в размере, равном должностному окладу первого вице-губернатора Санкт-Петербурга. Должностной оклад судьи Уставного суда устанавливается в размере, равном должностному окладу вице-губернатора Санкт-Петербурга».
Кроме того, сегодня в законе прописано, что могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты, как по городским законам, так и по федеральным. Отметим, что УС, по заверениям юристов, единственный подобный орган, который живет в этом смысле и по городскому, и по федеральному законодательству одновременно. Оклад, равный губернаторскому, из закона УС сам предлагает исключить. Да и вообще, сравнение с вице-губернаторами по зарплате тоже.
Тем не менее, опираясь на заключение КСП, УС предложил губернатору инициировать изменения, согласно которым, в случае одобрения, доходы судей будут складываться из: должностного оклада (сейчас это от 35 (у судей) до 40 (у председателя суда) расчетных единиц), классного чина (половина оклада – от 17 до 20 р.е.), квалификационного класса (по федеральному закону, в котором прописаны квалификационные классы для судей, но забыты судьи конституционных (уставных) судов – еще по 25% от оклада), надбавок за ученую степень (10% от оклада), за звания заслуженного юриста (10 % от оклада), за выслугу лет (50 % от оклада).
Отдельно можно отметить доплаты за особые условия труда (50% от оклада), за сложность и напряженность работы (50% от оклада). Кроме этого, судьям полагаются ежемесячные денежные поощрения (50 % от оклада), квартальные премии и единовременные выплаты к отпуску, материальная помощь и премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
Кроме этого, в проекте документа УС предложил написать, что может сам распределять дотации, выделенные на зарплаты судьям. Притом что в штате ведомства одна должность судьи вакантна, не исключено, что речь идет о перераспределении ресурсов, выделяемых на пятого судью.
Свои размышления о собственных дотациях УС изложил в таблице, из которой следует, что фонд оплаты труда пятерых служителей конституционной Фемиды в год составляет 12,6 миллиона рублей, что на сегодняшний день сравнимо с годовым фондом оплаты труда, например, небольшого театра со штатом в 40-50 человек.
Смольный, по всей видимости, о таких раскладах не знал. Потому что только недавно внес в парламент корректировки закона о реестре госдолжностей (6 февраля они были приняты городским парламентом). В этих корректировках увеличивается количество расчетных единиц судьям и председателю УС с 35-40 до 42-48 р.е. (по 1080 рублей за 1 расчетную единицу).
Напомним, что споры вокруг довольствия УС идут со времени его основания в Петербурге. Но если до 2005 года суд хотя бы заседал дважды в неделю, и время от времени будоражил политический Петербург революционными решениями, то затем затих. В том числе и по вине законодателей, которые забрали у УС право напрямую работать с гражданами города.
«Простые смертные» нынче могут обратиться в орган на предмет исследования городского законодательства на соответствие Уставу только после прохождения рассмотрения вопроса в суде общей юрисдикции. Все остальные (группы депутатов, губернатор), которые имеют право обращаться в ведомство, не «злоупотребляют» своей возможностью получить толкование конституционности или неконституционности нормативных актов города.
С другой стороны, упразднить почти позабытый орган тоже считается не очень правильным – это будет поводом сказать, что в Петербурге «душат демократию». И уменьшать ежегодное финансирование УС запрещено по закону – уменьшать дотации судей нельзя, а с обеспечения деятельности самого органа никто сокращать финансирование так и не решился.
В результате - почти 100 миллионов рублей, согласно городскому бюджету, в 2012 году было потрачено на рассмотрение шести жалоб, по четырем из которых были выпущены определения об отказе в принятии к рассмотрению.
Напомним также, что в городском парламенте неоднократно поднимался вопрос об упразднении суда, а последний раз УС его прочили в конце 2011 года, когда истекал срок полномочий большей части судейского состава. Однако по ряду политических причин орган оставили действующим. Но тогда еще никто не предполагал, что УС захочет большего.
Архип Андреев,
«Фонтанка.ру»