Психологи выяснили, что шимпанзе и орангутаны впадают примерно в такое же эмоциональное состояние, что и люди во время кризиса среднего возраста.
"Мы пытались найти ответ на известную научную загадку — почему условный график счастья человека на протяжении его жизни похож на букву U? В конечном итоге мы выяснили, что причиной кризиса среднего возраста не являются ипотека, развод, мобильные телефоны или любые другие атрибуты современной жизни. У высших приматов так же присутствует ярко выраженное "дно" в середине жизни, и у них нет всех этих предметов", — заявил один из авторов открытия Эндрю Освальд из Уорикского университета (Великобритания).
Группа психологов под руководством Александра Вайсса из Эдинбургского университета (Великобритания) пыталась оценить то, как меняется настроение у приматов с наступлением среднего возраста и старости. Для этого ученые посетили несколько десятков зоопарков на территории США, Австралии, Канады и Сингапура и осмотрели более пяти сотен шимпанзе и орангутанов, обитающих в них.
Для оценки настроения приматов Вайсс и его коллеги адаптировали традиционную систему оценки самочувствия, используемую при исследовании "кризиса среднего возраста" среди людей. Эта методика представляет собой опрос из четырех пунктов, на которые должны были отвечать смотрители, посетители зоопарков или биологи, проводившие эксперименты с обезьянами.
В частности, ученые интересовались, как в целом чувствуют себя шимпанзе и орангутаны, насколько активно они участвовали в социальной жизни стаи, и как часто особь достигала успеха при решении жизненных задач. Последний вопрос был несколько необычным — как бы участники опроса чувствовали себя, если бы они поменялись местами с той или иной обезьяной.
Получив необходимую статистику, ученые разбили шимпанзе и орангутанов по возрастным группам и вычислили средний уровень "счастья" для каждой из них.
Оказалось, что наши ближайшие родственники практически не отличаются от человека в этом отношении. Так, наиболее высокий уровень удовлетворения собой наблюдался в первые 25-30 лет жизни приматов и в пожилом возрасте, а самый низкий — в середине жизни. К примеру, "яма" кризиса среднего возраста среди шимпанзе находилась в районе 27-28 лет, а у орангутанов — в 36 лет. При пересчете на "человеческие" года, подобные значения соответствуют 40-50 годам, когда и происходит кризис среднего возраста среди людей.
Как полагают Вайсс и его коллеги, подобное открытие говорит о том, что кризис среднего возраста возникает из-за биологических и гормональных факторов, а не является социальным феноменом. По их словам, одной из причин этого могут быть возрастные изменения в структуре мозга, которые начинаются с наступлением 25-30 лет у приматов и 40-50 лет у человека.
Источник: РИА Новости