Инженеры и математики из Технологического института Джорджии (США) предложили отменить традиционное расписание общественного транспорта и заменить его централизованной системой управления, основанной на принципе выравнивания интервалов.
В статье, опубликованной в журнале Transportation Research Part B, ученые изложили принципы работы алгоритма, координирующего движение транспорта, и привели расчеты, лежащие в его основе. Краткое содержание исследования авторы приводят в своем блоге.
Большинство схем работы общественного транспорта предусматривает расписание, указывают авторы, при этом обычно в условиях непредсказуемого трафика выполнять его не получается. Задержки часто вызывают скопление автобусов друг за другом (по-английски его называют bus bunching), когда отстающего водителя догоняют водители, следующие за ним по расписанию. Авторы утверждают, что скопление - неизбежная проблема работы по расписанию, и предлагают от него отказаться.
Альтернативная схема работы выглядит следующим образом. Каждый автобус предлагается снабдить датчиком GPS, который сообщает серверу о своем местоположении. Когда сервер понимает, что автобус попал в контрольную точку, он вычисляет время, которое заняло преодоление данного участка пути. Далее сервер рассчитывает, какое время должен провести водитель в контрольной точке, и посылает ему сигнал о том, когда следует начать движение.
Временной интервал, за который водителю нужно будет преодолеть следующий участок, изменяется сервером на время, равное среднему между интервалом преодоленного участка и интервалом следующего позади автобуса. При этом, вне зависимости от возникновения задержек, постепенно интервалы всех автобусов выравниваются. «То, как именно это происходит, - магия математики», - сказал один из авторов работы, Джон Бартольди.
Источник: «Лента.ру»
Американские математики придумали, как организовать движение автобусов без расписания
ПО ТЕМЕ