Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Валерий Шиян: В 9 утра 1 января я был на работе

Валерий Шиян: В 9 утра 1 января я был на работе

684

Валерий Шиян проработал председателем жилищного комитета более четырех месяцев. На излете зимы он рассказал «Фонтанке» о планах по введению повышенного тарифа для старых домов, своем отношении к греющему кабелю и почему в Колпино после прорывов замерзло так много стояков. А также вспомнил, как в 1990-е годы работал с Георгием Полтавченко в налоговой полиции.

Интервью Валерий Шиян назначил на 8.30 утра, и поэтому первый вопрос корреспондента «Фонтанки» был вполне закономерен.

- Валерий Васильевич, должен вам признаться, что это первое интервью в моей жизни, которое начинается в 8.30 утра. Скажите, это правда, что сейчас вы работаете с раннего утра и до позднего вечера и что даже 1 января вы пришли в комитет к 9 утра?

- Да, это так. Обычно я приезжаю в комитет к 8.30, а уезжаю – в 21.00 или 21.30. Причем в таком графике работаю не только я, но и большая часть заместителей, а также руководителей отделов. Но я не рассчитываю, что так будет вечно, тем более летом. Зимой же это было неизбежно, тем более вы же знаете, как мы входили в эту зиму: ремонт по многим адресам был еще не завершен, и поэтому некоторые наши сотрудники днем находились на объектах, а в конце рабочего дня подводили итоги на различных совещаниях

Но вам так скажу: все эти «подвиги» – работать круглосуточно, работать в выходные, работать в новогодние праздники, – они говорят о том, что система нездорова и требует лечения. Я считаю, если руководитель начинает работать очень рано и заканчивает очень поздно, то это вряд ли красит его. Но то, что я работаю в таком графике сейчас, вполне закономерно: проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве Петербурга много, и чтобы во все вникнуть, приходится задерживаться на работе.

– Вы пришли в комитет четыре месяца назад. Вы помните, какой была ваша первая реакция, когда губернатор предложил возглавить ведомство?

- Предложение было неожиданным. Почему? Понимаете, я долго служил на государственной и военной службе. После выхода на пенсию в 42 года мне было интересно позаниматься бизнесом. Плюс тогда на государственной службе были совсем другие зарплаты, нежели сейчас, и в бизнесе, по понятным причинам, они были выше. К тому времени у меня и дочь выросла, в университет поступала, ей нужно было красиво одеваться и красиво жить.

В общем, я ушел в бизнес и уже не планировал возвращаться на государственную службу. Но все получилось по-другому. Мы с Георгием Сергеевичем Полтавченко давно знакомы: мы отработали в налоговой полиции восемь лет, и это тоже был непростой период. Полиция образовалась в 1992-м, а я пришел в нее в 1993-м, буквально через полгода после образования, и начинать пришлось с чистого листа. Нужно было найти здания для городского и районных подразделений, сделать везде ремонт, укомплектовать мебелью, оргтехникой, ремонтировать те же самые крыши, подвалы, чердаки. В общем, все было то же самое, что и в жилищном комитете сейчас, только в меньших объемах.

Конечно, получив предложение возглавить комитет, я взял неделю на раздумье: справлюсь или нет? Потому что ведь ответственность громадная.

– Скажите, за эти четыре месяца, что вы возглавляете комитет, изменилось ли ваше представление об основных проблемах ЖКХ в нашем городе?

- Основные проблемы отрасли видны любому жителю, и мне они тоже были очевидны. И никуда они не делись. Однако за время работы в комитете я обнаружил, – и для меня это стало новым, – что образ работника жилищно-коммунального хозяйства, который сформировался в нашем обществе, является крайне негативным.

В этой связи мне вспоминается следующее. С началом перестройки общество вдруг стало очень негативно воспринимать военных, и поэтому некоторые офицеры даже боялись ходить в форме: подвыпившие компании их иногда избивали, хотя еще пару лет до этого отношение было совершенно иным.

Вот сейчас почти то же происходит с работниками жилищно-коммунальной сферы. Ко мне приезжают директора районных жилищных агентств и говорят: «Валерий Васильевич, вот вчера избили дворника». Дворник просто подметал двор, шла компания и избила его. Просто накопился негатив по отношению к ЖКХ, он накапливается-накапливается, а потом выплескивается таким образом. Другой пример. До жилищного комитета я чуть меньше года проработал в «ПетербургГазе». И за это время там дважды избили мастеров, которые приходили в квартиры, чтобы проверить состояние внутридомовых систем.

Многие СМИ вскрывают недостатки ЖКХ. И правильно делают! Но ведь наряду с этим нужно находить и что-то хорошее, хотя бы в соотношении один к трем или один к пяти. А так получается, что идет один негатив: «Воруют, таскают, ничего не делают».

– Но ведь согласитесь, что отношение зависит от того, как работают управляющие компании. А многие из них жалуются, что они бы и рады работать лучше, но тот тариф на обслуживание и управление, который есть сейчас, кажется им недостаточным. При том, что коммунальные тарифы на воду, отопление, газ и свет, плата за которые идет монополистам, постоянно растут.

– В прошлом году тариф на содержание и управление вырос примерно в одном объеме с инфляцией, то есть примерно на 9%. Коммунальные тарифы выросли чуть побольше – на 15%. Я согласен с вами, что где-то управляющим организациям действительно не хватает денег, собираемых при нынешнем тарифе. Но смотрите: например, по нормативу обслуживающие организации должны иметь в штате 100 дворников, а они берут 50. Экономия? Экономия. И берут они меньше не от того, что им не хватает средств на выплату зарплаты: существующие нормативы штатной численности были рассчитаны тогда, когда еще не было малогабаритной техники, предназначенной для уборки дворов.

А сейчас вся эта техника – например, те же мини-погрузчики фирмы Bobcat – есть и у самих управляющих организаций, и у жилищного комитета, который сдает их в аренду. И поэтому глупо требовать от управляющих организаций иметь полную штатную численность. К тому же в случае необходимости жилищники могут привлечь стороннюю компанию, которая поможет справиться с сильным снегопадом. Могу сказать, что в настоящее время водителями уборочной техники управляющие организации укомплектованы на 100%, дворниками – на 70%, кровельщиками – на 50 - 60%.

Таким образом, на мой взгляд, то 9%-ное повышение платы за содержание и управление, которое было сделано в 2011 году, позволяло жилищникам нормально работать и в прошлом году, и этой зимой. Хотя тариф уже необходимо увеличивать; конечно, не так, как плату за воду и отопление, не на 15%.

– А будет ли город вводить дифференцированный тариф в зависимости от типа дома? Ведь жилищный комитет проводил соответствующее исследование: по его заданию управляющие компании составляли аналитические таблицы – сколько они в реальности тратят на ту или иную услугу и сколько они получают на нее от населения.

- Мы закончили это исследование. Получилось, что в случае введения такого тарифа больше всего придется платить жителям старых домов, в то время как жители новых домов, где и этажей больше, и общая собираемость выше, будут платить меньше. Все это может привести к росту социальной напряженности, поэтому жилищный комитет направил письма в адрес вице-губернаторов Сергея Козырева и Сергея Вязалова, в которых мы указали на нецелесообразность дифференциации тарифа.

– Продолжая разговор о тарифах... Этим летом в состав платы за содержание дома был введен новый тариф на уборку снега, который равен 55 копейкам за квадратный метр жилой площади. Между тем сами управляющие компании жаловались, что в реальности его хватает только на одну уборку в месяц.

– Мы тоже проводили такие подсчеты, и получилось, что этих денег хватает только на одну полноценную уборку. Но ведь в эту зиму фактически так и получилось: в среднем крыши убирались раз в месяц. В прошлые, аномальные зимы таких уборок было пять. Но мы же не можем рассчитывать тариф, исходя из необходимости делать пять уборок, ведь это аномальный показатель. А повышать тарифы без меры нельзя.

– А есть ли планы у жилищного комитета бросить в поддержку дворникам и уборочной технике снегоплавильные установки? Ведь комитет по благоустройству уже использует такую технику при уборке улиц?

- Да, конечно. Если в 2011 году мы закупили 170 единиц различной снегоуборочной техники, то в этом мы бы хотели купить те самые малогабаритные снегоплавильные установки. Для этого мы уже направили соответствующее письмо с просьбой внести поправки в бюджет и выделить нам около 100 млн рублей.

Даст Бог, нам эти поправки утвердят. Мы эти установки купим, и они будут числиться на балансе нашей подведомственной организации – «Спецавтобазы №2». И в случае выпадения тех самых сверхнормативных осадков управляющие организации смогут брать их в аренду по ценам на 10, 15 или даже 20% ниже рыночной стоимости. На таких же условиях мы сейчас предоставляем снегоуборочную технику.

– А как вы относитесь к применению новейших технологий в борьбе с сосульками – например, к эковате или греющему кабелю?

– Мое мнение такое: нельзя забывать о способах, которые работали веками, – про утепление чердачного перекрытия, открытие слуховых окон, изоляцию труб отопления. Применяя эти способы, мы боремся с причинами образования сосулек, а не с самими сосульками. А тот же греющий кабель причины не устраняет: его задача – растапливать образовавшуюся наледь. К тому же для его установки нужно получить разрешение «Ленэнерго», сделать проект, обслуживать эту систему, а жителям – платить за расход электроэнергии. А за изоляцию или керамзит, которые укладывается на чердаках в качестве утеплителя, платить не нужно.

Нет, конечно, я не против того, когда какой-нибудь бизнес-центр делает обогрев водосточных труб и желобов, подогрев тротуаров и ступенек возле входа в здание. Если его собственники могут себе это позволить, то это прекрасно. Мы пока себе этого позволить не можем.

И в Финляндии та же ситуация. Я был там вместе с делегацией, и мы обратили внимание, что кое-где тротуары возле бизнес-центра или офиса солидной коммерческой компании были с подогревом, и поэтому там снега не было. Но как только заканчивалась граница здания, опять начиналась полоса снега.

Кстати, что касается Финляндии: мне кажется, нам нужно брать пример с наших соседей по части отношения к снегу. У них он воспринимается как естественное явление природы, хотя кучи снега лежат и на площадях, и у тротуаров. Мы же после двух аномальных зим воспринимаем неубранный снег очень негативно. Но при этом, на мой взгляд, жители, которые добросовестно платят за коммунальные услуги, имеют полное право требовать с нас по максимуму.

– Я не могу не спросить вас по поводу Колпино, где в феврале произошла серьезная коммунальная авария. Скажите, почему замерзло такое количество стояков? Неужели управляющие компании действительно не вовремя слили воду?

- Здесь ситуация следующая. В Колпино произошло сразу несколько технологических нарушений на тепловых сетях. Сначала, после прорыва на тепломагистрали, управляющие организации получали телеграмму: «Сливай воду со стояков»; потом, после ликвидации последствий технологических нарушений: «Наполняй воду», а через сутки, когда опять происходил прорыв, опять: «Сливай воду». А это же не 2 - 3 дома, а 92, и чтобы слить воду, бригада из 3 - 4 человек должна работать полдня. Полдня!

А при температуре минус 27 - 30 градусов дом остывает за 6 часов. Для того, чтобы за 6 часов слить 92 дома, нужно 60 бригад как минимум. Нетрудно догадаться, что в Колпино такого количества бригад не было: если бы местные управляющие организации держали в штате такое число людей, то разорились бы за первую неделю. Поэтому главный недостаток – это то, что жилищники не донесли информацию о нехватке бригад до заместителя главы администрации Колпинского района, а заместитель главы не смог определить масштаб бедствия. В итоге дополнительные аварийные бригады были запрошены с опозданием, и стояки замерзли. Сейчас мы корректируем регламенты взаимодействия служб в таких случаях, чтобы не допустить подобной ситуации еще раз.

– Районные администрации уже объявили десятки конкурсов на ремонт кровель, фасадов и инженерных систем зданий и ни одного - на восстановление температурно-влажностного режима на чердаках, хотя в прошлом году адресная программа была очень обширной. Чем это вызвано?

- Это связано с тем, что и в прошлом, и в позапрошлом году в этом направлении был сделан большой рывок. Сейчас нужно сделать упор на другие виды ремонта. Ведь районы, составляя адресные программы, исходят не из субъективного желания, а из реальной потребности. Работы по восстановлению ТВР вестись будут, но не так масштабно, как в предыдущие годы.

– В прошлом году работы по капремонту продлились до декабря, так как конкурсы прошли только летом, а подрядчиков выбрали ближе к августу. Что сделано для того, чтобы эта ситуация не повторилась в этом году?

- Мы предложили, чтобы в этом году были ограничены сроки проведения конкурсов. Все процедуры должны быть завершены до конца марта, затем должно состояться подписание контрактов, а в апреле-мае уже нужно вовсю работать. И те работы, которые зависят от погоды, например – ремонт кровли или фасада, нужно выполнить в течение лета. А на сэкономленные средства будут проведены дополнительные конкурсы, но только на те работы, которые можно производить и при неблагоприятных погодных условиях, осенью – вроде ремонта лестничных клеток или капитальный ремонт отопления. Нельзя наступать на одни и те же грабли каждый год.

– Ходят слухи, что вы пообещали очень жестко карать, даже если будут малейшие подозрения в нечестном проведении конкурса или работы будут выполнены некачественно. Это так?

– В этом году при проведении как самих конкурсов, так и непосредственно работ будет несколько новшеств. Во-первых, мы подготовили черные списки компаний, которые, например, срывали сроки или не исполняли свои обязательства в предыдущие годы, а затем направили эти списки их в районы. Во-вторых, мы немножко доработали типовой договор, где четко прописаны штрафные санкции, и если подрядчик нахалтурит, то управляющая организация сможет сразу подавать в суд. Конечно, нельзя сказать, что мы можем полностью исключить злоупотребления, но все же это поможет.

И плюс будет усилен контроль. Этой зимой по городу ежедневно курсировали одна-две мобильные бригады жилищного комитета, которые контролировали работу управляющих организаций, а в момент выпадения снега мы увеличивали число бригад до пяти-шести. То же самое будет и тогда, когда подрядчики выйдут на работы: мобильные бригады будут контролировать их деятельность.

Отмечу также, что жилищный комитет предложил, чтобы в городе был создан координационный совет по содержанию жилищного фонда и жилищной политике, по аналогии с Межведомственной комиссией по подготовке и проведению отопительного сезона и Городским штабом благоустройства. Его будет возглавлять вице-губернатор Сергей Козырев, а заседать он будет раз в месяц. И раз в месяц ваш покорный слуга, отмониторив ситуацию с ремонтом по городу, будет докладывать, где и какие недостатки обнаружены, какой глава работает, а какой – недосмотрел, чтобы реагировать на проблемы в процессе, а не потом, когда уже идет снег, а ремонт крыш еще не завершен.

Это не правильно, когда жилищный комитет только разрабатывает технические регламенты и рекомендации, но не видит, как это все работает на местах. Помните, было такое шоу «За стеклом»? А если смотреть еще и через розовое стекло, то жизнь вообще будет прекрасной казаться. Поэтому нужно проверять на местах, что ты пишешь, что ты разрабатываешь и как это внедряется.

Беседовал Андрей Захаров

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях