Почти анекдотичная история произошла в коммунальном предприятии ГУДП «Центр», которое отвечает за уборку центральных районов города и подчиняется комитету по благоустройству. В 2011 году предприятие закупило 15 пикапов «УАЗ Патриот» стоимостью 1 млн за штуку, оснащенных отвалом для уборки снега и пескоразбрасывателем. Правда, вскоре все это оборудование сняли и стали просто возить в машинах дворников, лопаты и ломы: выяснилось, что при большой загрузке песка «Патриоты» могут... перевернуться.
В 2011 году ГУДП заключило контракт с петербургской компанией ООО «Марс» на поставку 40 необычных машин, которые можно было бы смело выставить в музее «Чудеса отечественного автопрома», если бы он существовал. Это пикап «УАЗ Патриот», который приспособлен для очистки тротуаров от снега – спереди у него монтируется отвал из нержавеющей стали, как у обычного трактора, а сзади устанавливается пескоразбрасыватель, который распределяет по проезжей части песко-соляную смесь и работает от двух автономных электродвигателей мощностью 12 Вт. До этого подобная техника еще нигде не использовалась.
По контракту стоимость одной чудо-машины составила 1 млн рублей. Ближе к зиме в парк ГУДП поступили первые 15 УАЗов. Как рассказали «Фонтанке» в компании «Марс», сами внедорожники они купили у петербургского дилера Уральского автомобильного завода – компании Sollers – а затем установили на нее дополнительное оборудование американского производства. Отметим, что, как указано на сайте Sollers, обычный пикап «УАЗ Патриот» в максимальной комплектации стоит 577 тысяч рублей; таким образом, стоимость оборудования составила около 400 тысяч.
Однако, как рассказали в комитете по благоустройству, после начала эксплуатации выяснилось, что купленные автомобили не подходят для выполнения своих основных функций по уборке тротуаров. Какие именно проблемы были выявлены, там уточнить отказались, однако, по данным «Фонтанки», речь идет о двух проблемах.
Во-первых, оказалось, что если в кузов загрузить большое количество песка, то при движении чудо-машины могут просто перевернуться из-за смещения центра тяжести. Если же загружать автомобили наполовину, то придется часто возвращаться на базу за песком.
Во-вторых, пескоразбрызгиватель мог работать бесперебойно недолго – у батарей, от которых питаются автономные электродвигатели, заканчивался заряд.
В итоге в ГУДП решили отказаться от дальнейшей поставки пикапов-тракторов и разорвали контракт. Однако 15 машин уже были приняты на баланс предприятия, и, чтобы они не гнили в парке, их стали использовать. С «Патриотов» сняли все навесное оборудование и стали возить в машинах дворников, которые убирают тротуары: в кабине пикапа помещаются пять человек. А в кузове укладывают лопаты и ломы, а также противогололедные материалы. Поистине: российский автопром для любых целей пригодится.
В компании «Марс», которая поставляла эти машины, рисуют несколько иную картину этой ситуации. Там говорят, что контракт с ГУДП «Центр» должен был стать пилотным – планировалось, что в будущем подобная техника будет поставлена не только для работы в центре Петербурга. Однако, когда уже были поставлены первые пикапы, позиция предприятия изменилась – дорожники сказали, что больше не нуждаются в этой продукции, но не объяснили, чем это вызвано, и ничего не сказали о технических проблемах автомобилей. Отметим, что как раз в то время – осенью 2011 года – у ГУДП сменилось руководство: вместо Константина Рассадина его возглавил Олег Борозна. При этом в ООО «Марс» подчеркивают, что не стали судиться с ГУДП «Центр» за отказ от договоренностей, а заключили допсоглашение, в котором было прописано, что оставшиеся машины поставляться не будут. Кстати, по версии компании, город получил не 15, а 20 машин.
Нужно отметить, что по сравнению с теми машинами, которые сейчас используются для уборки тротуаров, трактор-пикап является одним из самых дешевых. Так, стоимость одного небольшого трактора Bobcat составляет около 1 млн рублей, но в нем нельзя перевозить людей и нет пескоразбрызгивателя. Стоимость 1 немецкого грузовичка Multicar начинается от 4 млн рублей, но это - без навесного оборудования, которое может увеличить цену еще на 1 млн. Естественно, что скорость «УАЗа» гораздо выше, нежели у Multicar'а или тем более Bobcat'а. Но тракторы-пикапы используют только в Петербурге. И то - не по назначению.