На неделе в одной из социальных сетей появилось сообщение от московского режиссера Василия Сенина: «Вчера в Питере чуть не сорвался мой спектакль «На всякого мудреца довольно простоты». Актера Театра им. Ленсовета Виталия Куликова арестовали возле Гостинки. Я прошу всех, кто работал со мной в Петербурге, поддержать Виталия». Как выяснила «Фонтанка», артист Виталий Куликов вышел из метро «Гостиный двор», не подозревая о митинге, и сам не понял, как оказался в кольце ОМОНа.
В такие дни, как те, которые мы сейчас переживаем, и впрямь порой начинает казаться, что другой жизни, кроме политической, не существует. И если уж человек в 18.30 5 декабря оказался в районе станции метро «Гостиный двор», то он непременно желал проявить свою политическую активность. А между тем, вполне очевидно, что именно 5 декабря – в первый день после выборов – ничего не знать о митинге было вполне естественно: телерекламы не было, а в социальных сетях "сидят" далеко не все. По словам артиста Виталия Куликова, он в тот день ехал с похорон друга, с приятелем, и даже не задумался, почему на выходе уткнулся в толпу. Стал пробираться к подземному переходу. А дальше… «Все произошло в одно мгновение, - рассказывает артист. - Я даже не понял, как нас окружил ОМОН». Виталий попробовал пошутить. Ну еще бы артист, да не попробовал - тем более хороший артист комедийного жанра (а Виталий Куликов именно такой, утверждаю это как театральный критик): «Извините, мы тут ни при чем. Позвольте покинуть ваш дружный хоровод». Но шутка, уместная, порой, даже на поминках, тут оказалась совершенно не кстати.
Ну а дальше – стандартный сценарий, который за текущую неделю описан разными людьми десятикратно: отделение милиции, многочасовое «оформление», подписание протокола, бессонная ночь в «обезьяннике», затем дорога в автобусе – в мировой суд на Красного Текстильщика. Отличие индивидуального сценария Виталия Куликова - в том, что артист многократно заявлял «людям при исполнении», что никакого отношения к митингу не имел, что в 11 утра он должен быть в театре на репетиции, а вечером играть спектакль по Островскому с известными всему городу народными артистами. Однако в протокол, который в районе двух часов ночи дали подписать актеру, эти заявления, по его словам, не внесли. Там были стандартные формулировки, у всех одинаковые: что участвовал в несанкционированном митинге и выкрикивал лозунги против партии власти. «Я сказал, что подписывать это не буду, потому что ничего такого не делал, но мне ответили, что все равно надо подписать, что с протоколом ознакомлен, а ниже в соответствующей графе можно написать возражения». Возражения, разумеется, были написаны: из метро «Гостиный двор» вышел, чтобы попасть к другу, не участвовал, не выкрикивал. Справедливости ради стоит отметить, что мобильных телефонов не отбирали, так что у актера была возможность сделать «звонок другу», коллеге по театру и звонок семье, где у Виталия растет маленький сын.
Но на утреннюю репетицию актер Виталий Куликов так и не попал, ибо получил возможность перемещаться без сопровождения только в 15.30 следующего дня. После общения с мировым судьей. «Меня вызывали раньше других, наверное, по звонку из театра. Судья спросил, как я ТАМ оказался? Я ответил, что выходил из метро и меня схватили. Он отдал мне паспорт и сказал, что копии протоколов буду высланы по почте по месту прописки». Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А.Н.Островского, где артист Виталий Куликов играет главную роль Глумова - блестящего молодого человека, который, виртуозно льстит, лицемерит и сталкивает лбами сильных мира сего, а в личном дневнике строчит иронические заметки о ничтожестве высшего света, начинался в 19.00. Так что актеру пришлось после бессонной ночи провести еще три часа на сцене. В то время, как единственная его провинность перед какой бы то ни было властью - та, что в еще одной хрестоматийной роли классического национального репертуара – в роли Ивана Александровича Хлестакова в гоголевском «Ревизоре» – он дурит проворовавшегося, смертельно напуганного градоправителя и его камарилью. Но этот сатирический текст одобрен к постановке строжайшей имперской цензурой еще в первой половине XIX века. Кстати, император Николай I, присутствовавший на первом в истории представлении «Ревизора» в петербургском Александринском театре 19 апреля 1836 года, заявил, просмотрев спектакль: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!»
«Жандарм всея Европы» знал толк в хорошей шутке. Но вообще-то с властью, как уже говорилось, шутки плохи. И в городской афише есть спектакль «Циники» режиссера Анатолия Праудина, где наглядно показано, что колесо истории делает прежде всего с молодым.
События, которые происходят с публичными людьми, стоит описывать еще и потому, чтобы люди непубличные извлекали для себя уроки. Естественно, что ведущий артист крупного городского театра, плотно занятный в репертуаре, имеющий множество поклонников, за более чем десятилетие ни разу не нарушивший трудовой дисциплины, ни при каких обстоятельствах не стал бы ставить под угрозу срыва спектакли, неизменно идущие при аншлагах. Но объяснять это ночью в полицейском участке кому бы то ни было бессмысленно. Поэтому не стоит забывать, что право на частную жизнь нынче можно защитить прежде всего осторожностью. То есть, если вы спешите в больницу к родственнику, оставили дома спящего маленького ребенка или торопитесь на спектакль в каком бы то ни было качестве и видите на своем пути скопление народа, лучше всего произвести обходной маневр.
Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»
Фото из архива Театра им. Ленсовета