В Петербурге появилась первая Lada Granta, практически венец технической мысли в бюджетном автостроении нашей страны. Корреспондент «Водителя Петербурга» с трудом попал в число счастливчиков, в первых рядах прокатившихся на отечественной новинке по нашему городу. Однако знакомство не заладилось почти сразу. По техническим причинам проехать удалось лишь 150-200 метров.
В шоу-руме дилерского центра о новой «Гранте» напоминает разве что стойка с буклетами и прайсами. Производство автомобилей обещали наладить с декабря, но пока у дилеров есть только тестовые экземпляры, собранные, скорее всего, на опытно-промышленном предприятии.
Предназначенный для нашего теста экземпляр Lada Granta в руках менеджера завелся без проблем и даже достаточно эффектно выехал из ворот, где за руль пересел уже корреспондент «Водителя Петербурга». Однако стоило лишь выехать из двора на улицу, как машина в буквальном смысле закапризничала – та самая электронная педаль газа, из-за которой Путин якобы не смог завести автомобиль с первого раза, отказалась повышать обороты. Стрелка тахометра застряла где-то в районе 2 тысяч. Попытки перейти как на высшую, так и на низшую передачу тоже ни к чему не привели – обороты лишь падали. Заглохнуть посередине перекрестка не хотелось, поэтому пришлось с позором сворачивать обратно к автосалону.
Возле все тех же ворот вокруг машины столпилась целая делегация дилерских механиков. Сервисмены открыли капот, сбросили клемму с аккумулятора, глушили и заводили машину, давили газ в пол. Даже притащили и подключили код-сканер, чтобы считать ошибки двигателя. Толку от него, правда, не было никакого – как рассказал мастер, программное обеспечение под «Гранту» завод еще не прислал, так что прочитать или обнулить ошибки все равно не получилось бы. Самый опытный по виду работник с глубоким вздохом сквозь усы процедил, что гарантировать успех нашей поездки он не может, поэтому надо отдавать автомобиль на диагностику.
Кстати, с самого начала на нашей приборной панели горела лампочка Check Engine. Основных версий вокруг неисправности было две. Первая – машина постоянно ездит на холодном двигателе, и с нашим не самым лучшим бензином свечи быстро засоряются. Компьютер запоминает такие ошибки и, когда их накапливается некоторое количество, предлагает обратиться в сервис. А чтобы дорога до дилера была безопаснее, глушит педаль акселератора. Вторая – поврежден катализатор, и из-за этого все беды. Заметим, что пробег у машины – чуть меньше 300 километров, так что в обе эти версии верится с трудом.
Пока механики копались под капотом, корреспонденту «Водителя Петербурга» оставалось лишь глядеть на машину со стороны. Первое, что бросается в глаза – достаточно большие для АвтоВАЗа передние фары. «Раскрывать глаза» своим моделям тольяттинцы начали еще на «Приоре», теперь же это становится трендом. Кстати, в дань моде переднюю оптику сделали кристально прозрачной. В целом, «морда» машины не вызывает негатива, впечатление портит разве что невнятная решетка радиатора с фирменной ладьей в центре.
Средняя часть, включающая в себя двери и крышу, полностью копирует Lada Kalina. Для экономии тольяттинсекие инженеры решили не менять дорогостоящие клише, поэтому даже выштамповки остались те же. А вот чем Granta точно не похожа ни на одну ВАЗовскую модель – так это корма. Багажник как будто в последний момент «присобачили» к автомобилю. Лепили из того, что было – «чемодан» оказался чуть больше. В итоге – пропорциональный и эстетический дисбаланс. При этом сам размер багажника внушителен для такой машины – 500 литров.
Дальнейшие аналогии прослеживаются в салоне машины. Дефлекторы воздуховода однозначно напоминают о партнерстве тольяттинцев с французским Renault – в «Гранте» те же привычные кругляшки. На панели приборов всего две шкалы – спидометра и тахометра. Остальные показатели выводит бортовой компьютер. Что, к слову, не так уж и удобно – та же температура охлаждающей жидкости запрятана где-то в меню.
Центральная консоль проста и лаконична. «Дырка» под магнитолу, «крутилки» печки, кнопка обогрева заднего стекла, и в самом низу – прикуриватель. Кстати, места для пепельницы не нашлось – «стакан курильщика» можно поставить в одно из двух гнезд для бутылок.
Пластик отделки по тактильным ощущениям даже хуже, чем на той же «пятнашке». Зато к качеству серьезных претензий нет – все детали подогнаны пусть и не идеально, но вполне приемлемо для машины такого ценового диапазона. Получается брутально и практично. В чем Granta преуспела – так это в количестве полочек под различную мелочевку. С водительского места можно дотянуться аж до шести. Разве что хотелось бы пожелать ВАЗовцам в будущем придумать для них антискользящие коврики, иначе с жесткого пластика вещи будут слетать при первом же повороте.
Осмотрев машину, механики недовольно поворчали и ушли. Мы решили все-таки сделать еще одну попытку – проехать небольшой крюк в пару кварталов вокруг салона. Даже несмотря на все попытки мастеров вернуть машине работоспособность, ехать как положено она отказалась. Пришлось довольствоваться второй передачей и 40-ка километрами в час. Писать про динамические характеристики и управляемость бессмысленно – на своем опыте проверить их так и не удалось. Хотя, по словам менеджеров, «Гранта» со стандартным восьмиклапанником 1,6 литра и привычной «приоровской» коробкой достаточно резва.
Что не понравилось. Сцепление абсолютно пустое – педаль просто проваливается под ногой и потом также невнятно возвращается обратно. Чтобы поймать момент схватывания, нужно долго привыкать. Тормоза, наоборот, показались чересчур жесткими - с непривычки легко заблокировать колеса. А про педаль газа не хочется писать вообще ничего. Потому что электронная. Потому что из-за нее и все проблемы.
На малых скоростях электроусилитель руля слишком сильно облегчает жизнь водителю. В результате баранка становится совершенно неинформативной. Говорят, если прибавить скорость, то острота на руле все же появляется, но проверить это, по понятным причинам, не удалось.
Granta построена на базе «Калины», но по габаритам обгоняет свою предшественницу. При объеме 4260х1700х1500 мм ВАЗовская новинка стала длиннее аж на 22 сантиметра! Но вот комфорт для задних пассажиров от этого не прибавился – при отодвинутых до упора передних сидениях на «галерку» вообще не пролезть, сам диван плоский, неудобный, да еще и без подголовников.
«Гранту» будут собирать на том же, «калиновском» конвейере. Но заменять она будет сразу несколько поколений потомственных тольяттинцев. В перспективе ВАЗовцы планируют отказаться от выпуска, например, «Самары» и классики – вместе с ними уйдет целая эпоха отечественного автопрома.
Сейчас машина предлагается в трех вариантах комплектаций. Самая дешевая – «стандарт» – стоит 229 тысяч рублей. К двигателю с мощностью в 79 л. с. в довесок предлагается водительская подушка безопасности и 13-дюймовые стальные диски. Более дорогая версия «норма» обойдется поклонникам отечественных авто в 256 тысяч. Тут в арсенале форсированный до 89 «лошадей» мотор, иммобилайзер, центральный замок, передние стеклоподъемники, усилитель руля, маршрутный компьютер. Самая дорогая на сегодня комплектация, представленная на тест, стоит на 4 тысячи дороже. Правда, отличается она только литыми дисками. А вот со следующего года обещают еще и топовую версию. Там уже будет стоять шестнадцатиклапанник на 98 «кобыл», да еще и автомат!
И все же, при всех детских недоработках, «Гранта» выглядит достойным автомобилем в своем классе. Покупатели дешевых, простых и практичных автомобилей в России всегда были и будут еще многие годы. В сухом остатке, после тест-драйва, смущает даже не поломка. Смущает, что в багажнике нашей «Гранты» лежал уже использованный буксировочный трос… Хочется верить, что серийные автомобили будут отличаться большей надежностью.
Благодарим за предоставленный автомобиль автосалон "Интей"