Областной УФАС возбудил дело в отношении ОАО «Сургутнефтегаз», а также созвал комиссию для рассмотрения вопроса о нарушении антимонопольного законодательства. Изначально свои претензии к нефтедобывающей компании высказал крупнейший независимый оператор Петербурга, компания "ПТК". "У нас есть договор на прямые поставки определенного количества топлива в регион, однако он не выполняется", - рассказал генеральный директор ПТК Андрей Михеев.
Как уже писал "Водитель Петербурга", 16 ноября Федеральная антимонопольная служба публично предложила нефтяным компаниям продавать через биржевые торги хотя бы 15% производимых ими нефтепродуктов. Также поставщикам рекомендовано заключать прямые договоры с розничными продавцами, в основном это касается АЗС. После этого и возникли проблемы, ради обсуждения которых понадобилось собирать целое совещание.
Как рассказал «Водителю Петербурга» Олег Ашихмин, председатель некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб Санкт-Петербург", наш город стоит в нескольких шагах от возможного топливного кризиса.
- Этой истории уже около года. Первые сигналы я отправлял в администрацию еще весной. Уже тогда независимые операторы начали испытывать проблемы с покупкой топлива в Петербурге. К сожалению, за все это время ситуация совершенно не изменилась.
- А в чем заключается основная проблема?
- В условиях дефицита не налажена ответственность производителей горюче-смазочных материалов за определенный регион. Причем речь идет не о цене, а о наличии топлива на Северо-Западе.
- А чем Петербург отличается от остальных?
- Ничем. Сейчас самую большую опасность для простых водителей представляет конкуренция не между компаниями, а между целыми регионами. За ограниченный ресурс бьются по-разному — кто-то ценой, а кто-то и административными ресурсами.
Сейчас есть вертикально интегрированные компании, так называемые ВИНКи. Они добывают, перерабатывают и продают топливо всем. Но своим «дочкам», розничным сетям, они отпускают бензин по низкой цене. Поэтому на АЗС таких корпораций заправиться можно дешевле, чем у конкурентов. Однако доля таких заправок составляет менее 50% в России, поэтому обеспечить всю страну целиком они не в состоянии.
- Какова ситуация в Петербурге?
- Примерно такая же. Основным поставщиком для независимых операторов является Киришский НПЗ с топливом из Сургута. Уже несколько месяцев он перестал обеспечивать компании по прямым контрактам и вывел все 100% поставляемых на российский рынок нефтепродуктов на биржу. Именно там в конкурентной борьбе определяется регион, в который уйдут нефтепродукты - а критерии простые: топливо получает тот, кто быстрее нажимает кнопочки и при этом предлагает больше денег.
Если в какой-то момент независимые операторы не смогут раздобыть себе подобным образом необходимые объемы топлива, то в Петербурге может сложиться такая же ситуация, как недавно на Алтае. Напомню, тогда из-за нехватки топлива в Алтайском регионе небольшие компании не смогли обеспечить автомобилистов бензином по адекватной цене. После этого в течение буквально нескольких дней водители ринулись на АЗС ВИНКов и выбрали все запасы.
- Как от этого защититься?
- Надо делать именно то, что просил премьер в феврале, и не ловчить в условиях существующего дефицита: поставлять топливо по прямым договорам в размере 85 процентов от поставок 2010 года - а остальное реализовывать через биржу. Только это должно касаться всех договоров производителя, а не выборочно. А то одним 100 процентов через биржу, другим 100 процентов по прямым договорам - вот именно после таких действий и возникают дополнительные проблемы.
Представьте себе, что 100% объемов, предназначенных для топливных операторов нашего города, выставляется на биржу, и так получилось, что они не смогли перебить ценой другие регионы - несколько составов ушли на Урал, что-то в Мурманск, еще немножко в Воронеж и т.д. В условиях дефицита купить бензин в другом месте нереально. Все. Выделяемых объемов для реализации через розничные сети ВИНКов просто не хватит, чтобы закрыть потребности, а подвезти их из других регионов никто не успеет. Если вдруг остановится такая компания, к примеру, как Neste или ПТК, то через неделю остановятся и все остальные.
В условиях дефицита топлива в стране хочется равных условий для всех компаний. А сейчас получается, что петербуржцы платят из своего кармана за само наличие бензина в городе. Покупка топлива на бирже сейчас дороже, чем напрямую. Поэтому независимые операторы вынуждены держать цены на верхнем уровне и при этом ничего не зарабатывать. А на АЗС ВИНКов цена такая же или чуть ниже, но при этом они зарабатывают. Правда, красивая схема придумана?
За подтверждением далеко ходить не надо - ВИНКи умудряются от достаточно низких цен на своих АЗС предоставлять еще 10 процентов скидки для корпоративных клиентов. При этом цена получается похожей на ту, по которой другие операторы покупают нефтепродукты у вертикально интегрированных компаний. Высокие цены у независимых операторов позволяют ВИНКам найти оправдание поднятию цен на своих АЗС - и виток цен выходит на новый уровень.
- А просто выпускать больше бензина нельзя?
- Можно, но года через полтора-два. А пока заводы либо еще не готовы, либо уже закрыты на модернизацию.
- Зачем же тогда вообще выводить топливо на биржу?
- Биржа - это мысль здравая и, наверное, единственная верная. С той лишь оговоркой, что нужны гарантированные поставки в регион, а остальное надо уже реализовать через электронные торги. Однако сейчас излишков нет.
- Вернемся к делу, которое возбудило Управление Федеральной антимонопольной службы. Чем это грозит рядовому петербуржцу?
- В случае, если ОАО «Сургутнефтегаз» вернется к практике прямых поставок, то часть объемов гарантированно останется в регионе. А значит, мы исключим вариант развития кризиса по алтайскому сценарию - одно это уже достижение. Косвенно переход на прямые поставки повлияет и на ценообразование на АЗС в городе - исчезновение дефицита всегда положительно сказывается на ценах, что особенно важно с учетом ожидаемого увеличения акцизов с 1 января 2012 года.