Почему радуга – это не символ гомосексуалистов, чем хорош национализм, как Кремль испугался Охлобыстина, что делал Невзоров после того, как «преставился», и о том, что Зюганов Церкви не конкурент – обо всем этом узнала вечером в четверг, 17 ноября, молодежь от протодиакона Русской Православной Церкви Андрея Кураева. Он встретился с петербургскими студентами с намерением рассказать им о нравственности и духовном развитии в преддверии выборов, но, увидев встретившую его публику, от лекции отказался.
Встреча с молодежным активом проходила в довольно странном месте. В анонсах мероприятия оно было обозначено по адресу: Думская улица, 4, здание музыкальной школы им. Глинки. Однако на Думской, 4, располагаются Перинные ряды, музыкальную школу удалось отыскать напротив. И она к композитору Глинке не имеет никакого отношения, а носит имя другого русского композитора – Римского-Корсакова. Для того, чтобы попасть на встречу, нужно было либо застрять в лифте, который постоянно подвисал где-то между этажами, либо пешком подняться на шестой этаж и втиснуться в десятиметровую комнатку. В ней, кроме стульчиков вдоль стен, стояло и два кресла: черное и белое. Оба кожаные.
Протодиакон занял черное. Депутат ЗакСа Виталий Милонов, который привел его на встречу с молодежью, – белое. Но сам Милонов от публики скрылся, отъехав ближе к окошку и уйдя с головой в Твиттер. А Андрей Кураев тут же сообщил, что этот человек его обманул: «Я думал, что буду встречаться с депутатами, а оказалось, что с нормальными людьми. Поэтому я отменяю свою лекцию и готов отвечать на вопросы». Отвечал Кураев анекдотами.
Анекдот первый был про атеизм. Для начала, рассказывая о своем видении этого понятия, протодиакон заявил, что в данный момент он – атеист: «Вот я сейчас с вами беседую, я – атеист. Я сейчас общаюсь с вами, а не ощущаю Бога и тока благодати». Потом рассказал, каким атеизм бывает: скорбящий, свинский, ленивый, требующий, вежливый. Анекдот был про «главу союза атеистов», ныне здравствующего Александра Невзорова, который, по анекдоту, почему-то «преставился»: «Господь трудился шесть дней, на седьмой день устал, решил передохнуть. Засыпает уже, глаза закрываются. Тут к нему врывается архангел Михаил: «Человек преставился, очень хочет тебя видеть, это глава союза атеистов, Александр Невзоров, требует тебя, ему нужно что-то срочно тебе сказать». Господь вздохнул: «Слушай, скажи ему, что меня нет».
Чуть позже Кураев рассказал еще одну байку – про Юрия Гагарина, когда после его полета в космос одного священнослужителя заставили сказать, что Гагарин в космос летал, но Бога не видел. Тот послушался и рассказал прихожанам: «Гагарин в космос летал, Бога не видал. А Бог Гагарина видел и благословил».
Бороться, по его мнению, с атеизмом не надо, а вот отвечать на штампы «интернет-хомячков» следует, и пообещал заняться интернет-троллингом на эту тему.
Затем Кураев сообщил, что хорошо относится к национализму и ничего не видит плохого в лозунгах
«Мы русские, и с нами Бог» и «Россия для русских»: «А для кого она, если не для русских? Если русским будет плохо, кому будет хорошо?» Протодиакон, правда, пояснил, что тут все дело в восприятии – ему противен такой национализм, который преподносит русских выше всех, указывая всем остальным становиться на колени. И когда с этими лозунгами идут громить дацан. Он за такой национализм, который позволяет сохранять вымирающий вид, например, чукчей, охраняя их исторический уклад жизни.
Не смогли на встрече обойти и громко обсуждаемую инициативу о запрете пропаганды гомосексуализма, который был одобрен петербургскими депутатами в среду. По мнению Кураева, тема отстаивания прав гомосексуалистов для России преждевременна. Демократия в первую очередь должна отстаивать права большинства, а не меньшинства: «Права меньшинств – это замечательная вещь, но это – университеты демократии, а мы еще начальную школу не закончили. Нашему обществу хотя бы научиться управдомов избирать. Не дав реальной власти людям, нас уже учат дрессированно уважать меньшинства».
Кураев попросил не соотносить символ радуги с геями: «Радуга – символ Ноя». И рассказал еще один анекдот, а точнее - сказку. О том, как в тридевятом царстве-государстве жил царь. И было у него три сына. И вот пришла пора им жениться. Но царь думал, как бы они все не передрались, деля царство на три части. И придумал. Женил первого сына на втором, второго на третьем, третьего на первом. Тут и сказке пришел конец и роду царскому тоже.
И последний анекдот получился сжатым – до афоризма. Это когда Кураева сначала спросили на тему слияния церкви с властью, а потом про стремления Ивана Охлобыстина баллотироваться в президенты России. «Да покажите мне пример слияния церкви и власти! А отец Иван? Прекрасно - Кремль испугался. И что? Это пример слияния?»
Но высказывать свое мнение на тему этого выдвижения Кураев не стал: «Не могу дать оценку. Потому что отец Иван звонил мне недели три назад, просил о встрече. Но пока мы все заняты. Я бы хотел лично встретиться, спросить его об этом, чтобы не быть заложником интернет-пересудов».
Заодно он пояснил, что священники не могут баллотироваться на выборах — разве что если выдвигаются партии, которые позиционируют себя в качестве антицерковных. Но таковых в России нет, а «зюгановские коммунисты вполне беззубые».
Александра Медведева, "Фонтанка.ру"
P.S.
А еще недавно Андрей Кураев вместе с Виталием Милоновым выпустили детскую книжку-раскраску. Несмотря на то, что оба - представители православной церкви, книжка получилась почему-то с изображениями древнегреческих богов. Как пояснили «Фонтанке», это начало цикла книг-раскрасок, в которых и до христианского Бога со временем дойдет. Но все же это, право, странно.