ЕГЭ-2011 только завершился, а чиновники и эксперты уже вовсю размышляют о том, каким экзамен будет на следующий год. Помимо возможных резких телодвижений по отъему права проведения экзамена у Минобрнауки и введения уголовной ответственности за нарушения, предполагаются и чисто технические изменения. Так, педагогическое сообщество уже начало обсуждение изменений контрольно-измерительных материалов.
Возможность изменения Единого госэкзамена вновь обсуждается на всех уровнях России. Ввести уголовную ответственность в сфере проведения ЕГЭ предлагают члены общественной палаты. Предполагается дополнить главу 19 Уголовного кодекса России «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» статьей 149 с составами преступлений «воспрепятствование сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз» и «фальсификация экзаменационных материалов Единого государственного экзамена». Оба состава предполагают наказание вплоть до лишения свободы.
Комиссия по совершенствованию ЕГЭ и вовсе предлагает отобрать право проведения экзамена у Министерства образования и науки и отдать его специальным агентствам. Предполагается, что эта мера позволит сделать экзамен не зависимым от системы образования.
Российский союз студентов тоже хочет внести свою лепту. Его активисты предлагают ввести запрет на снижение баллов после перепроверки заданий и повторно проверять лишь спорные вопросы. «Процедура должна проводиться комиссией, по крайней мере, из трех экспертов под контролем общественности», - уверены они. Кроме того, по мнению молодежи, нужно запретить использование результатов ЕГЭ для оценки качества работы учителей, школ и регионов, «которые (из-за этого) завышают баллы в корыстных интересах».
Все предлагаемые меры, безусловно, связаны с многочисленными скандалами, обрушившимися на систему экзаменов. Введут — не введут гадать пока рано. Зато будущим выпускникам школ как раз сейчас разрабатывают новые формы заданий для контрольно-измерительных материалов. Кстати, та же Общественная палата полагает целесообразным к 2013 — 2014 годам создать банк заданий (более 10000 заданий по каждому предмету ЕГЭ) и сделать его общедоступным.
Пока активнее всего обсуждаются поправки, которые могут быть внесены в КИМ по истории и обществознанию. Так, прорабатывается вопрос включения в обществознание задания, предполагающего поиск ошибки в предложенных вариантах. Главным возражением против включения подобного пункта в тест (первую или вторую части) эксперты называют то, что для исключения угадывания нужно, чтобы экзаменуемые объясняли свой выбор.
Что касается истории, то в очередной раз обсуждается вопрос о внедрении эссе в части С. «Жанр свободного развернутого ответа по какой-либо исторической проблеме позволяет выявить широкий спектр предметных и общеучебных умений выпускника и составить полноценное представление о его исторической подготовке и общекультурном уровне. Специалисты ФИПИ разрабатывали и апробировали различные модели таких заданий (анализ какой-либо проблемы, рассмотрение сложного исторического явления или процесса, портрет исторического деятеля, сравнительный анализ исторических событий, процессов и т.п.). Среди них на данном этапе наиболее предпочтительным представляется портрет исторического деятеля. Этот вариант позволяет, с одной стороны, обеспечить выпускникам возможность выбора одного из нескольких деятелей различных эпох; с другой, - создавать равноценные задания для разных вариантов КИМ. Кроме того, он не требует от выпускников какой-либо специальной дополнительной подготовки», - уверены представители Федерального института педагогических измерений.
На работу над первоначальными вариантами у разработчиков заданий осталось чуть больше месяца - публикация и обсуждение проектов документов ЕГЭ и ГИА-9 на 2012 год планируется в конце августа.
Что касается ЕГЭ-2011, то его результаты будут действительны еще долго. Рособрнадзор официально разъяснил, что выпускник считается освоившим школьную программу, если набрал в ходе ЕГЭ количество баллов не ниже минимального. Результаты, принимаемые вузами, не могут быть ниже минимальных, установленных на федеральном уровне. В связи с этим, результаты ЕГЭ действительны вне зависимости от того, когда они были получены. Вузам же при приеме нужно ориентироваться на минимальное количество баллов, установленное в год сдачи экзамена конкретным абитуриентом.
Марина Зеленая, «Фонтанка.ру»