Конституционный суд постановил, что покойники имеют право на презумпцию невиновности. Если следствие считает, что именно погибший совершил преступление, и на этом основании прекращает уголовное дело, то родственники отныне вправе потребовать направления материалов в суд, чтобы там попытаться доказать невиновность своего близкого. Сегодняшнее постановление КС РФ дает возможность рассмотреть в суде не только дело ДТП с «Мерседесом» «ЛУКОЙЛа», но и позволит вернуться к авиакатастрофам, вина за которые была возложена на экипаж.
Конституционный суд 14 июля 2011 года признал не соответствующими основному закону страны нормы Уголовно-процессуального кодекса, позволяющие прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого без согласия его близких родственников, настаивающих на реабилитации умершего. Такое революционное постановление стало возможным благодаря Сергею Александрину — отцу девушки, погибшей в результате ДТП на Ленинском проспекте в Москве с участием автомобиля вице-президента нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Анатолия Баркова.
ДТП произошло в феврале 2010 года. Столкнулись лоб в лоб «Мерседес-Бенц S500» под управлением водителя Сергея Картаева и автомобиль «Ситроен СЗ», за рулем которого сидела врач-гинеколог Ольга Александрина. Женщина скончалась на месте, ее пассажирка - известный врач-гинеколог Вера Сидельникова - умерла в больнице. Водитель «Мерседеса» и его пассажир - топ-менеджер «ЛУКОЙЛа» Анатолий Барков - отделались несерьезными травмами. Дорожная авария вызвала широкий общественный резонанс. Родственники погибших настаивают, что за рулем был сам Барков, и он же виновен в ДТП. Однако подозреваемой стала Ольга Александрина. В августе 2010 года Следственный комитет при МВД РФ прекратил уголовное дело в отношении нее - в связи со смертью.
Обжалование постановления следователя не привело к положительному результату. Суд счел прекращение дела правомерным и необходимости в возобновлении расследования с целью возможного установления невиновности и реабилитации Александриной не усмотрел. В своем обращении в Конституционный суд Сергей Александрин обвинил положения п.4 ч.1 ст.24 и ч.1 ст.254 Уголовно-процессуального кодекса РФ в нарушении основных принципов Конституции — презумпции невиновности и права на судебную защиту. Второй заявитель в КС Юрий Ващенко оспаривал еще и ч.7 ст.49 УПК РФ, запрещающую адвокату отказываться от защиты своего клиента. Его сын — оперативник уголовного розыска, обвиняемый в превышении должностных полномочий, умер во время следствия, и суд по этой причине прекратил производство по делу.
Конституционный суд рассмотрел дело Александрина и Ващенко 14 июня. В его постановлении проверка ч. 7 ст. 49 УПК РФ была прекращена, так как к общей сути дела норма не относится и ничьих прав не нарушила. Во всех остальных своих претензиях заявители нашли полное понимание конституционных судей. Согласно Конституции, право на судебную защиту и принцип презумпции невиновности относятся к основным правам и свободам человека. Поэтому законодатель обязан обеспечить гражданину возможность добиваться подтверждения своей невиновности в суде. Как отмечено в постановлении КС РФ, рассмотрение дела без участия таких лиц искажает саму суть правосудия. Само по себе постановление о прекращении уголовного дела не может подменять собой приговор суда и устанавливать виновность обвиняемого.
«Презумпция невиновности является одним из основополагающих принципов, которые были использованы в этом постановлении, - прокомментировал решение журналистам судья - докладчик по делу Николай Мельников. - Вопрос заключается в том, что если уголовное дело прекращается по нереабилитирующим основаниям, резюмируется, что человек совершил преступление. И рассуждения о том, что человек не является виновным в случае отказа или прекращения уголовного дела, на практике оборачиваются тем, что в едином учете человек регистрируется как лицо, совершившее преступление. Если близкие понимают, что лицо безусловно виновное, все эти процедуры проводить бессмысленно. Но там, где есть сомнения и есть спор, должно быть право у близкого родственника инициировать рассмотрение дальше, как это сделано в статье 27 (УПК РФ. — Прим. ред.) по отношению к живым, когда без их согласия дело не может быть прекращено. Аналогичное право с учетом сохранения памяти, достоинства умершего человека должно переходить к его близким родственникам, которые имеют право отстаивать его интересы».
Как указал в постановлении КС РФ, если близкие возражают против прекращения уголовного дела, правоохранительные органы обязаны продолжить предварительное следствие и направить дело в суд, где оно должно быть рассмотрено по существу и в полном объеме. В связи с тем, что в настоящее время положения ст. 24 и ст. 254 УПК РФ не предусматривают этого механизма, они подлежат преданию анафеме. То есть с момента провозглашения решения КС не действуют. По указанию органа конституционного контроля федеральный законодатель должен конкретизировать не только перечень заинтересованных лиц (помимо близких родственников), согласие которых необходимо для прекращения уголовного дела, но и их правовой статус, а также процессуальные формы их допуска к участию в деле.
Согласно постановлению, дела заявителей подлежат пересмотру. «Я считаю, что решение суда существенно влияет на коррупционную «пробельность» законодательства и правоприменения, - заявил журналистам адвокат Игорь Трунов, представитель заявителя Александрина. - Правоприменение затрагивает огромный спектр дел, это ежегодно 30 тысяч дел, это авиакатастрофы, это все, что связано с гибелью человека. Здесь был карт-бланш у следствия вне рамок состязательности, вне рамок презумпции невиновности. Поэтому, конечно, это (постановление КС РФ. — Прим. ред.) нормализует наше следствие, скажется на качестве предварительного расследования, которое сегодня, к огромному сожалению, не соответствует Конституции, не соответствует международным нормам права». По словам Трунова, поскольку решение КС «грамотное» и «исчерпывающее», они снимают свои претензии и не намерены подавать жалобу в Европейский суд по правам человека.
Кроме того, Игорь Трунов является еще адвокатом потерпевших по делу о пермской авиакатастрофе в 2008 году. Он заявил, что после сегодняшнего решения КС обязательно будет обжаловано постановление о прекращении уголовного дела в связи с тем, что следствие посчитало виновником погибшего командира воздушного судна Романа Медведева. Постановление Конституционного суда от 14 июля 2011 года дает надежду вернуться к уголовному делу по еще одной авиакатастрофе — крушению в 2006 году летевшего в Петербург Ту-154 в небе над Донецком, в результате которого погибли 170 человек. Следствие пришло к выводу, что в трагедии виноват экипаж командира Ивана Корогодина. Но родственники погибших убеждены, что к авиакатастрофе привела совокупность факторов, в том числе и состояние авиации и авиационной подготовки в стране. После сегодняшнего постановления у объединенных общим горем членов организации «Прерванный полет» есть возможность вернуться к расследованию причин трагедии в суде и установить истинного виновника.
Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»