Сегодня в театре «Лицедеи» – колоссальный праздник. На полувековой юбилей одного из лучших клоунов мира Леонида Лейкина съедутся весельчаки и остроумцы всех возрастов и со всех концов Вселенной. В том числе – петербуржцы и москвичи Алиса Фрейндлих, Армен Джигарханян, Андрей Макаревич, Андрей Ургант, Семен Альтов и еще многие-многие. Потому что Лейкин – как раз один из считаных людей, чье имя превратилось в образ не просто детского безотчетного счастья, праздника, который всегда с тобой, а еще и вечной, неотъемлемой свободы человека, умеющего смеяться и веселить других. Наделенного великим даром нести в мир чистую радость бытия. На «Фонтанке» Леонида Лейкина поздравляют братья и сестры по творчеству, старейшины «Лицедеев», а также учитель, крестный отец в творчестве – Вячеслав Полунин.
Вячеслав Полунин: «Леня – мой любимый ученик»
– Слава, как вы нашли Леню Лейкина, как поняли, что Леня – именно клоун?
– Леня работал осветителем в Мюзик-холле, а мне ребята, которые с ним работали, говорят: «Слушай, у нас такой есть смешной парень, такие рожи корчит, мы его к тебе отправляем, а он стесняется». Я говорю: «Пусть не стесняется и приходит». Пришел, наконец. Я ему говорю: «Хочешь у нас осветителем быть?» И стал Леня у нас осветителем работать. Постепенно начал во всё влезать, всех веселить. Вокруг него всегда энергия радости была, заводной он. Из таких людей я и хотел собрать команду, когда много лет назад затевал проект «Лицедеи».
– Учить его совсем не пришлось?
– Если бы не учил, он бы так и был осветителем. «Лицедеи» – это и была школа. И школа оказалась хорошей. Прошла проверку временем. Каждый из тех, кого я тогда собрал, нашел свой индивидуальный образ.
– Что бы вы хотели пожелать Лене в связи с юбилеем?
– Чтобы он нашел свой образ, реализовал свои новые идеи.
– Это должен быть какой-то новый образ?
– Тот, который был, он был в театре «Лицедеи». А теперь мне хочется, чтобы появился другой образ, который, определенно, в Лене уже есть. Я слышал, что он выпускает спектакль «Профессор Пирогов»: надеюсь, что этот новый образ в нем реализуется. Леня – мой любимый ученик, поэтому я очень радуюсь, когда он находится на сцене. Не помню, чтобы он хоть когда-нибудь ушел со сцены без любви публики. За это я не беспокоюсь. Но желаю, чтобы он быстрее воплощал свои мечты, которых у него полно.
Виктор Соловьев, клоун, директор театра «Лицедеи»: «Он вырос, но остался ребенком»
Уникальность Лени Лейкина – которого я знаю с его 18 лет – в том, что он клоун от Бога. Клоун – это особое мышление, образ жизни. Это способность подмечать всё смешное, что вокруг происходит, сразу пропускать это через себя и потом выносить на публику, да так, чтобы публике стало весело. И у Лени всё это получается уникально. И на сцене, и в жизни он всё делает по-настоящему, с полной отдачей. В моей жизни есть целый ряд невероятных историй, которые произошли только потому, что рядом был Леня. Одна из них произошла ровно 20 лет назад.
Лёнино тридцатилетие мы справляли у меня на даче. И вот накануне праздника мы с Леней пошли за дровами, а купили лошадь. У бабы Шуры. За 100 долларов. Тогда это большие деньги были. Ну и отмечать тоже начали накануне. Утром Леня меня будит и говорит: «Слушай, не пойму, что происходит. Перепил я что ли? Там, во дворе, от лошади одна голова осталась – и она хрипит». Оказалось, лошадь эта ночью провалилась в выгребную яму. И мы весь день при помощи двух автомобилей и веревок, то и дело ныряя в нечистоты, ее из этой ямы вытаскивали. И вытащили наконец. Спасли Орлика. Вот такой день рождения у Лени был.
Но дело на этом не кончилось. Надо было еще что-то с запахом делать. Мы-то помылись. А Орлик так, видимо, измучился, что встать не мог. Тут Лене стали идеи всякие в голову приходить. Он говорит: «Давай ее холодной водой обольем». Мы на нее вылили ведро холодной воды – и она вскочила на ноги. Повели мы ее к озеру – она пришла и стоит. Леня говорит мне: «А ты сядь на нее верхом». Я сел и погонять стал. Вот только так и удалось Орлика от нечистот отмыть.
Таких невероятных и ужасно смешных историй можно сотни, наверное, навспоминать – и все они происходили с участием Лени Лейкина. Он – и на сцене, и в жизни – как начнет что-то придумывать, его не остановить. Поэтому мне ему хочется пожелать новых и новых номеров, которых все от него ждут. Образ Лени, который сложился еще в «Лицедеях», – это образ ребенка. А в спектакле «Профессор Пирогов», премьеру которого мы планируем в октябре, это уже немного другой образ, это образ человека, который вырос, но остался ребенком. Таких людей этому миру очень не хватает. Желаю я Лене, естественно, здоровья. И чтобы этот день рождения прошел без лошадей и выгребных ям. А торжественно и весело, среди близких друзей со всего мира, которые сегодня соберутся в театре «Лицедеи».
Анвар Либабов, клоун, артист театра «Лицедеи»: «Ленька – клоун Божий»
А мне вспоминается Лёнино тридцатитрехлетие, которое мы встретили во Франции на фестивале в Монпелье. Лёнины дни рождения всегда как-то особенно проходили – всегда что-то исключительное случалось. И вот выдумали мы, что раз Франция – родина шампанского, надо Леню в шампанском искупать. Купили мы 33 бутылки шампанского, поставили в лед. Но потом оказалось, что, замороженное, оно не стреляет, так что салюта не получилось. И выливалось оно на несчастного Леню, стоящего в тазу, очень долго. Словом, он в итоге простудился и заболел. Но тут надо сказать, что как бы сильно Леня ни болел, он всегда выходил на сцену и играл спектакль с полной отдачей.
Другой случай, который я помню, – это история с корюшкой. Одно время «Лицедеи» арендовали помещение в монастыре Иоанна Кронштадтского на Карповке. В советские времена там располагались разные учреждения. А потом, когда монастырь вернули в церковное ведомство, мы стали оттуда выезжать – и так совпало, что именно в тот момент мы ехали на гастроли в Израиль. Две монахини попросили у Лени и Вити Соловьева отвезти в один иерусалимский монастырь корюшки. Они согласились, конечно. Но там, на месте, они про эту корюшку забыли, а вспомнили уже к ночи. И ничего другого не придумали, как в шортах и майках лезть в женский монастырь в Иерусалиме через забор. У монахинь, понятно, случился переполох, а Ленька с Витей с забора им кричат: «Не бойтесь, мы вам корюшку из Ленинграда привезли». Думаю, сестры тамошние до конца дней этот случай не забудут.
И еще было одно парижское хулиганство – которое тоже Леня придумал. «Давай, – сказал он мне однажды, – я сбрею волосы с передней половины головы, а ты – с затылочной. И так выйдем на сцену». Взяли мы бритву, побрились. Леня посмотрел на нас обоих в зеркало и говорит: «А давай мы еще и брови сбреем». Так мы и вышли вечером на сцену перед парижской публикой – точно близнецы-пришельцы. Все эти истории – они почему возникают? Потому что Леня – вечный ребенок. В нем есть открытость всему миру. Я считаю, что Ленька – клоун Божий. На сцене он работает очень точно, без помарок. И всё сечет. Если ты где-то ошибся, оступился, что-то забыл, Леня всё на себе вытянет. И при этом всё, что он делает, – он делает не по-книжному, на чистой интуиции. И пожелать мне ему хочется, прежде всего, здоровья. Чтобы как можно дольше ему выходить на сцену и играть на радость миру и людям.
Александр Скворцов, клоун, артист театра «Лицедеи»: «У него не существует повседневности»
Леня – он очень смешной человек, в самом позитивном, замечательном смысле этого слова. У него не существует повседневности, он нигде не перестает творить – ни в жизни, ни на сцене. Буквально каждая минута его жизни посвящена творчеству. Он – один из самых ярких клоунов, которых мне доводилось видеть. Ярких – в таком детском, радужном смысле. Мне очень жаль, что нам не пришлось поработать вместе, в одном номере. И я очень хотел бы, чтобы это случилось. А Лене в этот день желаю здоровья, вдохновения и творческих успехов.
Анна Орлова, клоунесса, артистка театра «Лицедеи»: «Леня Лейкин – оранжевое солнышко»
Казалось бы, только недавно, подтягиваясь по одному в год, мы, двадцатилетние, собрались в этом мире все вместе нашей клоунской компанией и сложили чудесную цветную мозаику под названием «Лицедеи». Каждый цвет – уникальный, единственный и неповторимый. Но, пожалуй, самый яркий среди нас всегда был и остается Леня Лейкин – оранжевое солнышко, добряк-человек! Помню, словно это было вчера, как Леня пришел в студию после армии – такой взъерошенный, тихий, смотрел на всё своими большими круглыми глазами. Первую работу в студии они сделали с Антоном Адасинским и Наташей Фиссон, спектакль назывался «Город» – там Леня первый и последний раз пытался быть лирическим героем. И потом дал резкий крен в клоунаду, и всё становление свое как клоуна он репетировал на нас ежечасно. Он издавал какие-то непонятные горловые звуки на полную свою громкость. И если мы нашей компанией ехали куда-то в автобусе, он обязательно высовывался и во весь голос «пропевал» эту свою абракадабру прохожим и нам всю дорогу. Где был Леня, там никогда не бывало тихо – либо он громко рассказывал очередной анекдот, либо пел клоунские песни, либо заразительно смеялся. И не смеяться рядом с ним было просто невозможно. Всё это осталось в нем и сейчас. Кажется, он не устает, а всегда живет в своем энергичном клоунском ритме. Он – как пульс.
Еще по молодости Леня писал стихи. Не знаю, пишет ли сейчас... Он даже выпустил небольшой сборник своих стихотворений под названием «Клюква». И читал их удушающим голосом: «Жаба любит жижу... жабе душно...», «Тутанхамон, вытаптывая тапками тутанхамоническую музыку...», и так далее... И все всегда ужасно смеялись. И, конечно же, когда Леня уехал завоевывать мир, в Америку, в Лас-Вегас, в Cirque du Soleil, нам его страшно не хватало. И никто не выпустил его из своего сердца. Думаю он это тоже чувствовал и поэтому вернулся домой, в Петербург, ко всеобщей радости. Хотя когда я приезжала в Лас-Вегас и смотрела представление Cirque du Soleil с Лёнькиным участием, меня каждый раз переполняло чувство гордости за него, за его успех. Я, как боевая подруга, всегда была и буду рада помочь ему во всем. Я, как сестра (а ведь все мы – это действительно большая семья, что ни говори), радуюсь каждой Лёниной удаче и переживаю каждую его неприятность в своем сердце.
И на тебе! Сегодня ему исполняется 50! Прекрасный возраст! Для мужчины – это расцвет. Для клоуна – это мастерство и мудрость. Остается пожелать Лене только удач, сбычи мечт и чтоб его Жар-птице никогда не хотелось улететь от него.
Подготовила Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»
Фото из архива театра «Лицедеи»