Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Высокохудожественный десант (фото)

Высокохудожественный десант (фото)

788

Завершился XI Международный фестиваль балета «Мариинский». Приходится констатировать, что он перестал быть празднеством мирового масштаба, каким был поначалу, но регулярной вехой в творческой жизни труппы и в культурной жизни города все же остался.

Каркас его сохранен (две премьеры, большая и малая, в обрамлении мариинской классики с участием заезжих звезд), а нынешняя программа в целом получилась более внятной и собранной, чем прошлогодняя – за счет лаконичности. В этом году лишнего в ней почти не было.

О главной премьере, балете Прельжокажа «Парк», «Культурная столица» уже писала. Для второй тоже был приглашен иностранец, да не простой, а медиа-звезда: кто ж теперь не знает Бенжамена Мильпье – интернет забит хроникой его отношений с Натали Портман. Мариинка решила доказать, что Мильпье не только жених голливудской звезды, но и значительный хореограф. С ним и вправду работали серьезные труппы – балет Парижской Оперы, АБТ, New York City Ballet, – и даже лично Барышников. Да и фрагменты его работ, выложенные на Youtube, обнадеживали. Однако предложенный нам балет «Without» надежд не оправдал. Мильпье разучил с мариинскими танцовщиками свое сочинение двухлетней давности – нечто бессюжетное и романтичное, где под музыку Шопена по сцене бегает симпатичная стайка молодежи. Кое-какие занимательные моменты там есть, и будь он опытом начинающего соотечественника, «Without», наверное, вызвал бы сочувствие. Но на обещанный мировой уровень он явно не тянет.

Сцена из балета "Without", хореграф Бенжамен Мильпье (Франция)



Куда интереснее были исполнительские гастроли: драматургия тут в том, как непривычно начинают звучать наши спектакли, когда в них вторгаются со своей стилистикой артисты других школ. Американец Дэвид Холберг в «Лебедином озере» например, напомнил, что такое аристократизм в танце – вещь, в последние годы у нас подзабытая.

Дэвид Холберг (США) и Елена Кондаурова в «Лебедином озере»

А Эшли Баудер, танцовщица New York City Ballet, показала, что будет, если к хореографическому тексту «Дон-Кихота» прибавить виртуозную технику школы Баланчина с ее скоростью и четкостью. Был и захватывающий сюрприз: выступление кубинки Вингсэй Вальдес в «Кармен-сюите». Этот балет, который русские считают своим, на самом деле еще и кубинский; он на равных принадлежит и несравненной Майе, и несравненной Алисии Алонсо, носящей титул прима-балерины ассолюта: едва вернувшись домой после московской премьеры 1967 года, хореограф Альберто Алонсо (брат мужа Алисии), поставил для Алисии параллельный вариант, свободный от советских цензурных запретов.

Эшли Баудер (США) в "Дон Кихоте"



Вальдес как раз и напомнила Алисию Алонсо – и лицом, и повадками, и нюансировкой хореографии. И то, что она показывает – это эталон, только гаванский, а не наш. Ничего того, что мы считаем каноническим, здесь нет: ни тебе пластической остроты, ни страстного порыва, ни мощного динамического стержня в танце. Наоборот: движения округлы, темп неторопливый, тугой, основа танца - не порыв и не полет, а мягкий звериный шаг, прерываемый позами и отмеченный музыкальными акцентами, точными, но без нажима. Это пластика крупной кошки, играющей своим телом. И это – южный жар и южная порода, причем не такая, как представляем себе ее мы, северяне, а подлинная, не слишком для нас понятная. Кубинская Кармен была совсем из другого теста, чем мужчины спектакля с их петербургской фактурой. Жаль только, что Вальдес не дотянула блестяще начатую роль до конца: пока ее Кармен соблазняла, все шло отлично, но стоило ей полюбить и застрадать, вся магия тут же улетучилась. Вот оно как бывает.

Вингсэй Вальдес (Куба) в «Кармен-сюите»



Главным же событием исполнительского марафона стала «Жизель» лондонцев Алины Кожокару и Йохана Кобборга. На одном из ранних фестивалей они уже танцевали этот балет, и всех поразили; тем лучше, что их пригласили снова.

В их исполнении с «Жизелью» происходят нежданные вещи. Без всякого драйва, без всяких агрессивных энергий нашего века, одной только подлинностью чувств и ясным пониманием природы текста Кожокару и Кобборг вдохнули в старый балет колоссальную первозданную силу. Такую, что вокруг их дуэта выстроился весь спектакль: все его роли, включая неглавные, оказались осмысленными и нанизанными на стержень единого действия. Возник актерский ансамбль, что, согласитесь, нечасто можно видеть в нашем балете, давно уже растерявшем секреты искусства пантомимы, которая обычно теперь формальна и бледна. А здесь она вдруг зажила полной жизнью. Юрий Смекалов возвысил своего Ганса (лесничий, безответно влюбленный в Жизель и разоблачающий переодетого графа) до трагической фигуры, а точность его пластики и эмоциональный накал заставили вспомнить блистательного Геннадия Селюцкого, последнего балетного мима, равного которому в театре по-прежнему нет. И даже роль непроницаемой красавицы-невесты вдруг взорвалась у Елены Баженовой эмоциональной вспышкой, когда она в ужасе отшатнулась от сходящей с ума Жизели.

Британцы Алина Кожокару и Йохан Кобборг в "Жизели"



В результате первый акт стал тем, чем он был когда-то и чем должен быть: не танцами в обрамлении сюжета, но мимической драмой с танцами. А танец обрел тончайшую фактуру: и филигранные заноски Кобборга, и легкие прыжки Кожокару, и ее умение неподвижно застыть на пуантах – все это сложилось в общую прозрачную материю. При этом акценты хореографии были так непривычно сдвинуты, что хрестоматийный текст предстал в ином, никогда не виданном облике. Только это была не новизна: это был прорыв к утраченной подлинности, такой явный, что иногда было не отделаться от дикой мысли – казалось, что видишь давний оригинал и чуть ли не первых исполнителей.

Секретов здесь два: точность художественного переживания и совпадение артистической природы Кожокару с тем, что изначально вложено в образ Жизели. Она и вправду похожа на Карлотту Гризи, для которой сочинялся балет, – та тоже была утонченной инженю.

В первом акте Кожокару играет Жизель как простодушную, чистую девочку – обычно это самый вялый и скучный вариант, но Кожокару раскрывает всю серьезность и все драматические возможности этого амплуа в балете. В сцене безумия границы его ломаются, полудетский возраст стерт, и во втором, «белом» акте образ оттенен недюжинным драматизмом. Такое развитие роли помогает лондонской балерине обнаружить столь тонкие вещи, как скрытая симметрия двух частей балета: за гранью смерти Жизель не просто спасает своего возлюбленного, но завершает то, что не удалось в первом акте – своей любовью все же отстаивает его у тех, кто имеет и власть, и силу.

Британцы Алина Кожокару и Йохан Кобборг в "Жизели"



Добавим, что лондонцев отличал безупречный вкус во всем – в танце, в игре, в аутентичных костюмах (которые контрастировали с китчем нашей постановки конца семидесятых). Вкус изменил им на следующий день, в финальном гала-концерте, где они представили вырванный из контекста кусок душераздирающей мелодрамы с двойным самоубийством австрийского наследника престола и его возлюбленной. Впрочем, претензии тут к хореографу Кеннету МакМиллану, – так уж он ставит, за что неизменно любим артистами балета всех стран.

А у наших участников гала в смысле вкуса показательны были два па-де-де: баланчинское, на музыку Чайковского, в котором Виктория Терешкина и Владимир Шкляров продемонстрировали и виртуозность, и отменный стиль – и еще одно, где артистка (имя которой я не хочу называть) имела на костюме ненормально много блесток, как в плохом цирке, а стиля не имела вовсе.

Похоже, что это на сегодняшний день те два полюса, к которым тяготеет наше исполнительское искусство.

Инна Скляревская,
«Фонтанка.ру»

Фото: Пресс-служба Мариинского театра/Наташа Разина

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях