Министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб уверен, что мир готов перешагнуть стадию многополярности к новой G-модели, ориентированной на такие глобальные институты, как «Большая восьмерка» и «Большая двадцатка». Финляндии, которую министр скромно назвал G-34, он прочит место ключевой державы к пониманию европейским сообществом загадочной русской политической души. Лекцию о том, как протекают интеграционные процессы в Европе, вместе со студентами СПбГУ слушал корреспондент «Фонтанки».
Лекция министра иностранных дел Финляндии Александра Стубба оказалась мероприятием больше неформальным, хотя речь и шла о более чем серьезных вопросах построения международной политики в современном мире. Министр щедро сыпал шутками и политическими анекдотами. Студенческо-преподавательская аудитория воспринимала его легко и без переводчика, впрочем, по-английски.
«Взял зал» почти в полтысячи человек Александр Стубб забавной историей как раз про переводчицу в Европарламенте, которая не стала передавать сказанную выступавшим шутку, просто порекомендовав аудитории в нужный момент рассмеяться, дабы не огорчить оратора. Желающие послушать Стубба на экономфаке СПбГУ обошлись без посредников.
Свою лекцию министр Стубб ограничил получасом, в который он успел уместить и взгляд на общемировые процессы глобализации, кооперации и интеграции, и вопросы взаимодействия внутри Европейского союза, и уже совсем частный нюанс — сотрудничество ЕС с Россией при непосредственном участии именно Финляндии как главного знатока загадочной русской внешней политики.
По мнению Александра Стубба, в целом, нынешняя модель мира уже уходит от многосторонней и многополярной, это «постамериканская» эра, когда планета перестает жить под диктовку Штатов. Все большее значение приобретают не только отдельные страны, такие как Китай, Индия, Индонезия, Япония, Бразилия, Турция, а также Россия, совершившая экономический и политический «камбэк» после периода становления. Однако еще больший вес получают разнообразные политические институты, и в первую очередь G8 и G20. Именно поэтому мироустройство теперь можно условно назвать «мир G». И в этом мире Россия оказывается «в игре» - она входит в оба института, в отличие от Финляндии, которой министр отвел весьма скромное место: если бы существующая «двадцатка» начала разрастаться, то Финляндия оказалась бы в списке за номером G-34.
«Проблема Киссинджера» решена, но с оговоркой
Уйдя от глобальной политики к событиям на Европейском континенте, Александр Стубб отметил, что в Евросоюзе процессы интеграции работают на притяжение новых членов и на то, чтобы по максимуму вовлечь соседей в общеевропейскую политику и экономику. По данным министра иностранных дел Финляндии, именно на ЕС приходится 28% мировой экономики, 23% - у США, около 9% - у Китая, 2-3% - у России. Однако для абсолютной жизнедеятельности паневропейского экономического чуда нужно, чтобы взгляд на внешнеполитические сношения был не только у конкретных держав, но, в первую очередь, у союзного руководства. При наличии формальных признаков единого управления с президентом, министром иностранных дел, ЕС все еще — общность, но отдельных государств. Свою мысль Александр Стубб дополнил изящной шуткой про новый взгляд на «проблему Киссинджера», который когда-то изрек ставшую крылатой фразу о непростой системе управления в ЕС: "Я хочу позвонить в Европу. Кому, по какому номеру?" Теперь и позвонить есть кому — президенту Херману Ван Ромпёю. Только, согласно анекдоту, президент Обама набрал его номер, но из-за разницы во времени позвонил глубокой ночью и общался с автоответчиком: «Здравствуйте, это Херман Ван Ромпёй, к сожалению, в настоящий момент я не могу ответить на ваш звонок. Ели вы хотите выслушать французскую точку зрения, наберите «1», если немецкую - «2», английскую - «3». «Брюссель должен стать основным телефонным абонентом», - заметил Стубб.
Единению ЕС должны способствовать не только политические силы, но и экономические. В первую очередь, укрепление и дальнейшая экспансия евровалюты. «Если бы не евро, я не хочу даже думать, где бы мы оказались сейчас», - добавил Стубб.
Что же до политики, то процессы глобализации и внутри Союза весьма очевидны. Во-первых, тяготение системы к притяжению к восточным границам Европы. Во-вторых, ЕС не прочь прирасти и с юга — речь о вхождении Турции в ЕС. В-третьих, несмотря на недавние заявления немецкой стороны о крушении политики мультикультурности в Европе, Стубб уверен, что от активного «перемешивания» народов на европейском континенте последний только выиграет.
Россия-Финляндия-ЕС: отношения без штампа в паспорте
«Мы хотим, чтобы Россия была максимально интегрирована в политические институты Евросоюза», - уже в какой раз за последние дни своего визита в Петербург повторил Стубб. Страна и так «вкладывается» в европейское благополучие: поставляя 17 процентов своих энергоресурсов в ЕС, обеспечивает таким образом четверть потребности Союза. На мировой политической арене Россия уже нажала на кнопку «перезапуска» и в отношениях с Америкой, и в отношениях с НАТО. «Враг больше не идет с Запада, - констатировал Стубб, - это важный, в целом положительный, тренд». Было бы неплохо еще и стать членом ВТО, и в этом Финляндия всецело поддерживает своего соседа, однако это хорошо, но далеко необязательно для тесной дружбы с объединенной Европой, заметил министр.
«Километры границы с Россией — лучшие приграничные территории Финляндии», - в очередной раз пошутил Стубб. Если страна разберется в своих внутренних делах (в частности, по проблеме Кавказа), то ничто не будет препятствовать взаимной экспансии. И тут Финляндия хотела бы, чтобы ЕС к ней прислушался как к эксперту по «русскому вопросу». Тогда, возможно, станут реальностью планы по свободной торговле, совместной международной политике, безвизовому режиму Россия-ЕС. Александр Стубб тут вновь употребил явно понравившийся ему каламбур про безвизовый режим к чемпионату мира по футболу для финала «Россия-Финляндия». Но все-таки говорил не в ключе, мол, не видать безвизового режима, как подобного исхода ЧМ (как эту метафору накануне во время открытия визового центра Финляндии восприняли некоторые журналисты), а наоборот, вроде как, ограничил желаемые сроки. Однако все опасения о том, что тут же с введением свободного режима в благополучную Европу потекут потоки мигрантов, министр иностранных дел отмел аргументом о том, что безвизовый режим еще не означает отсутствие паспортного и иного контроля.
Теплым настроениям, витающим вдоль границ России, не помешает даже запрет на приобретение иностранцами земель на приграничных территориях, уточненный не так давно президентом Медведевым, вычеркнувшим на Северо-Западе, в первую очередь, финских землевладельцев из 50-километровой приграничной полосы. Отвечая на вопрос «Фонтанки» уже по итогам своего выступления, Александр Стубб заявил, что несмотря на то, что его ведомство официально направило ноту с просьбой разъяснить ситуацию и не получило ответа, финский МИД «вполне спокоен по этому поводу». «Мы имеем значительную выгоду от российских инвестиций в наши приграничные территории, в частности, при покупке недвижимости, и хотели бы, чтобы такая же ситуация складывалась и по другую сторону границы», - отметил он.
Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»