В прокат вышел «Зеленый шершень» Мишеля Гондри: первый большой голливудский фильм французского режиссера, доказавший, что все, что ему было нужно — твердая рука и жесткие рамки. Как, впрочем, и его герою.
По поводу Гондри всегда существовало подозрение, что этому парню чего-то не хватает, что его буйство красок и хваленая непосредственность слишком неоформлены. Что цепляло в его фильмах — и так ясно: гимны лузерам, потешки про инфантильных дурачков, пестрые сны на экране. Но все это болталось в безвоздушном пространстве — пожалуй, что до «Перемотки» все его фильмы были просто демонстрацией мускулатуры. Я вот так могу, и так, и еще вот эдак. То, что именно Гондри может, — впечатляло, но дальше дело не шло. И есть своя логика в том, что после фильма про фальшивые коммерчески успешные фильмы («Перемотка») режиссер взялся за собственно освоение бюджетов. И стало ясно, что как раз этого ему и не хватало — не больших денег, конечно, а строгой продюсерской руки и жестких законов жанра. А еще — что это тот редкий случай, когда разница между режиссером и героем действительно ничтожна.
Не стоит думать, что это какой-то укрощенный Гондри – Гондри ровно тот, к которому все привыкли. Притом, что сюжет — не его (авторы сценария — комик Сет Роген, исполнитель главной роли по совместительству, и его приятель Ивэн Голдберг) и гулял до того по рукам несколько лет, - он словно написан специально для Гондри. Главный герой Бритт Рейд (Сет Роген) — образцовый идиот-переросток, тусовщик, пьянь и вообще порядочная бестолочь, сынок владельца супернезависимой медиаимперии. Живет и ни о чем не думает: выслушивает иногда монологи негодующего папы, в остальное время — телки, тачки и прочая дольче вита. Но папа внезапно умирает от укуса пчелы, и парню приходится взять медиаимперию в свои руки.
В этот момент из-за кулис возникает шофер, кофеман и гений дзю-до Като (Джей-Чу), вместе с которым от безделья Рейд решает, например, отпилить памятнику отца голову. Прежде переодевшись в дурацкий зеленый костюм. Тут ребята сталкиваются с уличной бандой, которой управляет всесильный русский мафиози Чудновский (Кристоф Вальц), дают всем люлей, а наутро решают, воспользовавшись медиаактивами, создать миф о супергерое и борце со злом с самым дурацким в мире именем — Зеленый Шершень. Изготовить себе гэджеты, напялить маски и трико, и проводить вечера, катаясь по черным районам и раздавая направо и налево тумаки тамошним хулиганам, от которых приличному человеку давно уже проходу нет.
Сюжет, конечно, идеальный — не фильма, конечно, а режиссерской судьбы. Хрестоматийный. От пародий на супергеройское кино — к нему самому. Да еще в предельно краткие сроки. Хотя, конечно, крохотная разница между одним и другим тоже симптоматична. Супергерой в «Шершне» равен суперлоху. У него нет гэджетов, он не особо способен даже дать по роже, все подвиги за него выполняет помощник — тоже, в общем, не подарок. Наконец, злодей здесь рефлексирующий по поводу своего старомодного облика и вообще «образа злодея в современном кино».
Год назад нечто подобное в «Пипце» проходило по статье «пародия». «Шершень» от пародии все очень далек: это серьез, даром что в основе - комикс Кевина Смита. Образцовые придурки Гондри вполне сопоставимы с «железным человеком» Тони Старка, например, — общего, во всяком случае, у них гораздо больше, чем разницы.
Многое из того, что показал Годри прежде было ясно - звучало лейтмотивом в доброй пятерке фильмов последнего года: эра супергероев в трико кончилась, модернизм в этом сюжете сменился постмодернизмом, в котором плащ и маску на себя примеряют вовсе не подходящие граждане - алкоголики, тунеядцы и попросту ребята, которым вечно двенадцать лет. Пришла пора к сюжету-мифу пририсовывать усы и фингалы под глазами. И чтобы это стало очевидным, к подобному делу нужно было привлечь самого, казалось бы, неподходящего персонажа. Тоже сюжет: Гондри такой же режиссер коммерческого фильма в 3D, как лох — супергерой. То есть идеальный.
Иван Чувиляев,
"Фонтанка.ру"
Фото: Columbia Pictures